Вышла в свет монография кандидата исторических наук Михаила Мамиева о христианстве алан
В свет вышла новая монография кандидата исторических наук, директора Музея древностей СОГУ Михаила Мамиева «Храмовый комплекс Уæлæмaсыг Мад Майрæм и Моздокская икона Богородицы», где автор с одной стороны, продолжает цикл работ ученого, посвященных феномену аланского христианства, с другой, подводит определенный итог исследований храмового комплекса Уæлæмaсыг Мад Майрaм близ селения Харисджин в Куртатинском ущелье Северной Осетии и истории чтимого образа Божией Матери, по преданию, хранившегося в названном храме. Об этом сообщает пресс-служба Владикавказской Епархии.
Как сообщает Епархия, в своей работе «Мамиева на основе комплексного анализа всех известных к настоящему времени данных надежно подтверждается связь храма (дзуара) Мад Майрæм с аланским христианством, причем как архитектурные особенности, так и письменные источники свидетельствуют, что эта связь сохранялась на протяжении всей истории комплекса, в том числе в период, когда он утратил литургическое значение».
«Тем большую тревогу вызывают попытки вандалов — увы, небезуспешные — уничтожить материальные подтверждения христианского происхождения памятника, в частности, недавнее разрушение плиты, свидетельствующей об обновлении храма (именно христианского храма!) в 1900 году силами местных жителей», - говориться в сообщении.
Как пишет ведомство, «автор с сожалением отмечает, что интерес к прошлому Алании привел к появлению значительного количества «околонаучных дилетантских интерпретаций, транслируемых и тиражируемых в средствах массовой информации, а затем и социальных сетях в виде книг, статей, фильмов, видеороликов, постов». Ярким тому подтверждением стали дилетантские публикации последнего времени, отрицающие христианский характер храмового комплекса у селения Харисджин».
«Широкое распространена точка зрения, согласно которой в комплексе Уæлæмaсыг Мад Майрæм хранилась знаменитая икона Богородицы, в конце XVIII века перенесенная в Моздок и утраченная после революции. До сих пор история святыни оставалась за пределами внимания специалистов и находила отражение лишь в популярной литературе. Анализируя все доступные на сегодняшний день источники, М.Э. Мамиев доказывает неисторичность предания о связи иконы с грузинской царицей Тамарой, как и в целом представлений о ее особой роли в «утверждении христианства» в Алании, к тому времени давно ставшей частью восточнохристианской цивилизации. Исследователь предварительно датирует икону XVII веком — в таком случае Моздокский образ ставится в ряд иных хорошо известных пожертвований, сделанных грузинскими правителями в пользу православных храмов Алании (в частности, дошедших до нашего времени колоколов для храмов в Рекоме и в селе Дзивгис), - говориться в сообщении Епархии. - Обращаясь к вопросу первоначального местонахождения святыни (а наряду с Куртатинским ущельем в литературе упоминается и селение Нижний Кани недалеко от Военно-Грузинской дороги), М.Э. Мамиев приходит к выводу о достоверности обеих локализаций: в XVII веке икона была преподнесена представителями высшей грузинской аристократии в монастырский комплекс в Куртатинском ущелье, позднее перенесена в Нижний Кани, далее — в район современного села Майрамадаг и, наконец, около 1795 года — в Моздок».