Чтение как показатель ума

Совсем недавно в нашей республике произошло весьма показательное событие. Глава РСО-Алания Сергей Меняйло принял участие в традиционной новогодней акции «Елка желаний». В списке подарков, которые Сергей Иванович преподнесет своим юным землякам (ознакомившись с их предпраздничными мечтами), оказались и книги. Этот факт говорит о многом. И прежде всего о том, что у нас подрастает поколение людей, которым изначально привили правильные жизненные ценности, обозначили перспективные жизненные пути и направления. Это не может не радовать и вселяет надежду на то, что наши младшие со временем превратятся в членов принципиально нового сообщества людей, в сферу интересов которых в равной степени будут входить продукты современной цивилизации и все то позитивное, что досталось нам от старших поколений, включая любовь к качественным литературным произведениям.
«Если вы хотите,
чтобы ваши дети были умны –
читайте им сказки.
Если вы хотите,
чтобы они были еще умнее –
читайте им еще больше сказок».
Альберт Эйнштейн
Влияние чтения на формирование личности
Социологи всего мира пришли к единому мнению, согласно которому чтение книг способно напрямую влиять на формирование личности. По их мнению, из начитанных детей крайне редко вырастают негодяи, и наоборот, среди последних нечасто встречаются те, кто с детских лет, что называется, «дружил с книжкой». Ведь самые первые книги в жизни ребенка - это сказки, которые с малых лет прививают ему однозначные понятия о добре и зле. Причем эти знания передаются малышу не в навязчивой (с его точки зрения) форме родительских нотаций, а на примере любимых им положительных героев волшебных повествований. Пример тому - рассказ врача-окулиста о том, как она научилась объяснять детям необходимость ношения очков. Некоторые ее малолетние пациенты наотрез отказывались от этого, опасаясь потока «дразнилок» со стороны сверстников. Но тут же шли на попятную, когда им приводили «железобетонный» для детского сознания аргумент - «сам» Гарри Поттер носит очки!
Совершенно другое восприятие мира формируется у тех детей, родители которых не приучили их к чтению литературных произведений. Их первоначальное понимание хорошего и плохого формируется не посредством знакомства с художественным словом, а на основе матерного «инструктажа» дворовой шпаны или хуже того - подслушивания взрослых разговоров, явно не рассчитанных на детские уши. Понятное дело, что ребенок, выросший без присутствия в своем неокрепшем сознании таких героев, как былинный Илья Муромец или нарт Сослан, со временем в своем повседневном поведении станет подражать не им, а, например, персонажам песен про романтику разбоя и грабежа.
Суммируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что знакомство с литературными персонажами часто оказывает мощнейшее влияние на положительное формирование человеческой ментальности. Я не встречал еще ни разу в своей жизни книги со сказками, воспевающими зло. А вот примеров того, как знакомство в детстве с огромным количеством качественных литературных произведений сказалось на положительном формировании человеческой личности - огромное множество. Прочитанное в молодые годы часто является фундаментом того, каким именно будет отдельно взятый человек в зрелом возрасте. Эту характерную взаимосвязь весьма красноречиво и точно обозначил в своей знаменитой песне «Баллада о борьбе» Владимир Высоцкий:
«Если, путь прорубая отцовским мечем,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
- Значит нужные книги ты в детстве читал!»
Основные назначения художественной литературы
Их несколько. Первоначальное - самый надежный и веками проверенный способ всестороннего знакомства с окружающим миром. Книги не просто открывают нам неизведанные страницы знаний о всех гранях и многообразии различных сторон человеческой жизни, но еще и в значительной мере пробуждают интерес к постоянному расширению границ изучения всего того, с чем человек сталкивается на своем жизненном пути. То есть, чтение не просто удовлетворяет интерес личности к конкретному предмету изучения, но и одновременно с этим пробуждает в нем нотки любознательности, желания максимально расширить уже имеющийся диапазон знаний.
Кроме того, художественная литература обладает свойством обучать человека не сухим языком устоявшихся правил и формулировок (в стиле «так нужно поступать, а так - нельзя»), а примерами высокохудожественного уровня, изложенными великолепным литературным языком, и потому глубоко проникающими в сознание и остающимися в нем навсегда. Это свойство чтения превращает бесконечный процесс познания мира в столь же бесконечное удовольствие, получаемое от знакомства с шедеврами мировой прозы и поэзии.
Есть профессии, которыми невозможно овладеть человеку, игнорирующему чтение книг. Одна из них - журналистика. Ведь человек, незнакомый с лучшими образцами мировой литературы, никогда не будет обладать не только оригинальным стилем написания материалов, но и даже элементарным лексиконом, способствующим последовательному выражению собственных мыслей.
Еще одно назначение знакомства с художественным словом - развитие способности человека воспринимать окружающий мир не только в формате фиксирования реально происходящих событий, но и в неком фантастическом ракурсе, основанном на способности мечтать и полноценно знакомиться с воображаемыми мирами и персонажами, тем самым развивая собственные творческие, часто выходящие за рамки стандартов, способности. Люди, обладающие подобными ментальными характеристиками, становятся не только писателями-фантастами, но и творцами непревзойденных произведений искусств, и авторами революционных открытий в самых разных областях знаний. Изобретатель Никола Тесла и наш земляк Коста Хетагуров являются ярчайшими примерами подобных творческих личностей.
Ну а люди, не знакомые с красотой художественного изложения событий, чаще всего бывают неспособны к восприятию даже элементарных вещей, доступных их более развитым, в контексте знакомства с литературой, сверстникам.
«Книга про луковицу»
Вот наглядный пример того, как полное отсутствие чтения в жизни ребенка влияет на его восприятие окружающего мира. Одна жительница нашего города изначально не приучила своего сына к книгам и решила наверстать этот пробел тогда, когда ее наследнику исполнилось десять лет. Она дала ему почитать классику мировой детской литературы - «Приключения Чиполлино» Джанни Родари. Через примерно четверть часа мальчик подошел к матери с выражением глубокого недоумения на лице и спросил: «Ты что - хочешь, чтобы я читал книгу про луковицу?» Женщина опешила: «Это ведь сказка о приключениях овощей и фруктов, которых автор наделил человеческими качествами и сделал жителями выдуманного королевства!» Недоумение сына проступило на его лице еще более четко: «Люди - фрукты, главный герой - луковица. Что это за бред? Я не собираюсь терять время на такую странную книгу». Стоит отметить, что этот мальчик неплохо учился в школе и прекрасно разбирался в современных компьютерных технологиях. Но то, что он с раннего детства не был знаком с литературными произведениями, в значительной мере отразилось на его восприятии новой информации - оно было лишено воображения и являлось предельно конкретным и прямолинейно-сухим. Иными словами, паренек оказался не в состоянии понять красоту полета фантазии итальянского писателя и увидел в его произведении неудачную попытку очеловечить плоды обычного сельхозпроизводства.
Книги и преступность
Однако отсутствие воображения и ограниченность фантазии - далеко не самые печальные последствия игнорирования чтения художественной литературы. Выше уже шла речь о том, насколько негативными могут быть факторы, замещающие ребенку знакомство с литературными произведениями. В связи с этим стоит процитировать публикацию «Как будущее детей зависит от чтения», автором которой является известный в России общественный деятель и блогер, священник Петр Гурьянов:
«Однажды я был в Нью-Йорке и услышал разговор о строительстве частных тюрем – это развивающаяся индустрия в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свой будущий рост: сколько камер им понадобится, сколько будет заключенных через 15 лет? И они обнаружили, что могут предсказать все это легко, используя алгоритм, основанный на опросах, какой процент 10- и 11-летних детей не любит читать. Оказалось, что большая часть таких детей легко подвержены влиянию плохого, совершенно не разбираются в жизни и не понимают главное: что такое добро, и что такое зло. Вот почему большинство таких детей плохо учатся и не хотят учиться, попадают в плохие компании, а впоследствии, совершая преступления, и в тюрьмы. Также оказалось, что читают и хорошо учатся в школе только те дети, родители которых много читают, многое знают и уделяют воспитанию детей важное внимание».
Артур Цереков
Фото из открытых источников