Северо-осетинские горизонты отечественной фантастики
Фантастическая литература с момента своего возникновения заняла прочную нишу собрания художественных произведений высокоинтеллектуального уровня. Во времена СССР этот жанр у нас был представлен только одним ее основным ответвлением - научной фантастикой. Она присутствовала в списке произведений даже таких классиков отечественной литературы, как Алексей Толстой и Михаил Булгаков. В Северной Осетии фантастику любят и любили во все времена и, к счастью, у нас сейчас немало авторов, работающих в этом жанре литературы. Именно поэтому республиканский литературно-художественный и общественно-политический журнал "Дарьял" в этом году вторично провел конкурс фантастических рассказов "Система знаков". Одним из главных требований этого творческого состязания было обязательное наличие в представленном на суд жюри произведении кавказского контента. В прошедшей "битве фантазий" приняли участие не только наши писатели-земляки, но и представители пишущих сообществ из соседних с РСО-Алания регионов. 23 декабря 2024 года эти авторы встретились во Владикавказе на церемонии подведения итогов и вручения призов победителям конкурса. С двумя из них - с Тимуром Алиевым (автор рассказа "Тропами предков") из Грозного и с Муратом Гелястановым (автор рассказа "Туман спускается с горы") из Нальчика встретился и побеседовал собственный корреспондент нашего издания.
Драконы против звездолетов
Изначально речь зашла о двух основных направлениях фантастической литературы - научной фантастике и фэнтези. Первая была очень широко представлена в изданиях советского периода, а вот второму поджанру не повезло: почему-то партийные идеологи усмотрели в нем некую угрозу существующему тогда политическому строю и эти, по сути, «сказки для взрослых» попали в немилость - в СССР их почти не переводили и не печатали. И только в недрах отечественного «самиздата» можно было отыскать и прочесть трилогию Джона Р. Толкина о Властелине колец и десятитомный цикл Роджера Желязны, повествующий о девяти принцах Янтарного королевства. Характерно, что и все советские известные авторыфантасты дружно игнорировали работу в этом жанре и предпочитали писать о покорении межзвездного пространства и изысках робототехники. Исключением стали лишь «Старик Хоттабыч» Л. Лагина, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и «Королевство кривых зеркал» В. Губарева - произведения с классическими фэнтезийными сюжетами.
Фэнтези появилось у нас в постсоветские времена, когда десятки отечественных издательств начали массово переводить и печатать романы о Конане-варваре и о других могучих воителях вымышленной древности, которые бесстрашно сокрушали чары мирового зла и традиционно женились на прекрасных дамах. У этого жанра появилось множество поклонников, однако, любители научной фантастики встретили новое литературное поветрие «в штыки» и объявили «несерьезными бабушкиными сказками». С тех пор вот уже почти 35 лет между условными «научниками» и «фэнтезийниками» не утихают споры о том, какой из упомянутых поджанров является более «читабельным» и в большей степени достоен называться «фантастическим произведением».
В связи с этим особо интересны мнения гостей нашей республики, приглашенных редакцией журнала «Дарьял» на вышеупомянутую итоговую церемонию. Тимур Алиев сказал, что для него, в принципе, не является основополагающим поджанр фантастического произведения. Главное, по его мнению, - это качество написания романа или рассказа, оригинальность сюжета и творческий потенциал автора. Ведь всем известно, что некоторые классики жанра, такие, как Айзек Азимов, довольно успешно работали в обоих фантастических направлениях и везде добились весьма впечатляющих результатов. Из отечественных авторов Тимур особо выделил Сергея Лукьяненко, который, как известно, блестяще проявил себя и в научной фантастике, и в отечественном фэнтези. По мнению Алиева, этот автор обладает непревзойденным стилем изложения задуманного, который очень редко встречается в современной фантастической литературе.
А вот наш гость из Нальчика является, судя по его словам, однозначным поклонником именно научной фантастики. Более всех иных, ему нравятся произведения «отцов-основателей» этого литературного направления - писателей уровня Роберта Хайнлайна и Роберта Шекли. На вопрос, какой формат ему лично более близок как читателю - рассказ или роман-эпопея, Мурат, не задумываясь, ответил, что размер произведения лично для него не играет никакой роли. Основным критерием оценки произведения, как считает Гелястанов, является уровень полета фантазии писателя, характерный для каждого отдельно взятого романа или рассказа. И, конечно же, изысканная красота самого языка повествования, способность достучаться до миллионов сердец своих преданных и одновременно строгих читателей.
О влиянии чтения на формирование личности
Совсем недавно наша газета опубликовала аналитическую статью о том, насколько взаимосвязаны личностные характеристики человека со степенью его знакомства с произведениями художественной литературы. В связи с этим разговор на эту тему состоялся и с нашими гостями-фантастами.
Мурат Гелястанов не согласился с однозначным и безаппеляционным утверждением о том, что начитанный человек обязательно станет примерным, во всех смыслах, гражданином и образцовым членом общества. По его мнению, в разные исторические периоды на белом свете проживали отдельные личности, которые, ознакомившись с содержанием множества книг, не всегда делали правильные выводы из прочитанного, а приобретенные за счет многолетнего чтения знания иной раз употребляли на достижение далеко не благих целей.
Мы обсудили данный вопрос и с Тимуром Алиевым, который изложил свой личный взгляд на суть обсуждаемой темы. Основываясь на собственном жизненном опыте, Тимур поведал о том, что почти все его знакомые, с детства любившие читать качественную художественную литературу, стали людьми успешными в различных областях человеческой деятельности, особенно в тех, где большую роль играет творческий потенциал человека. Ведь чтение книг формирует у человека конкретные представления о природе тех или иных поступков или явлений, учит его распознавать разницу между условными добром и злом. И потому, как считает Алиев, человек начитанный крайне редко становится проводником социального негатива или других деструктивных явлений.
Одним словом, гости Владикавказа признали несомненную пользу чтения проверенных временем литературных произведений, заметив при этом, что у любого правила имеется некоторое количество исключений.
Влияние чтения на творческий процесс
Оба автора сошлись во мнении, согласно которому у истоков их творческих начинаний стояло многолетнее и углубленное знакомство с лучшими образцами классической фантастической литературы. Именно оно поселило в их сознании мысль о безграничности полета человеческой мысли, наполнило его ранее не описанными фантастическими образами и персонажами, неожиданными идеями, касающимися развития событий и многообразием сюжетных линий. При этом гости церемонии особо подчеркнули, что процесс чтения нельзя прерывать, он должен сопровождать писателя на протяжении всего его творческого пути, являясь одновременно неиссякаемым источником вдохновения и базой для расширения знаний о тонкостях избранной творческой профессиональной деятельности.
Литературное наставничество
Говоря о творчестве молодежи, начинающих авторов, Тимур Алиев особо отметил, что ему не раз приходилось сталкиваться с примерами того, как писатели старшего поколения охотно делятся с молодыми коллегами своими глубокими познаниями в нелегком процессе создания литературного произведения. Обучают их различным тонкостям, необходимым для качественного написания художественных текстов, предостерегают от использования некорректных оборотов или неуместной, в конкретно взятом случае, терминологии или аналогии.
А. Урусов
Фото из открытых источников