Память должна работать на будущее – считает профессор, сопредседатель российского Научно-просветительного Центра «Холокост» Илья Альтман. Именно поэтому просветительская деятельность по истории геноцида еврейского народа сейчас кажется особенно актуальной – извлечь скорбные уроки прошлого сегодня, чтобы избежать их повторения завтра – в этом смысл истории. О том, почему тема «Холокоста» должна подниматься в обществе и общих параллелях между узниками Аушвица (Освенцима) и жертвами Беслана, рассказал Илья Альтман в интервью газете «Слово».
- Какую цель Вы преследовали, создавая Научно-просветительный центр «Холокост» в 1992 году, изменилась ли она со временем?
- Создавая с Михаилом Яковлевичем Гефтером, историком и философом, инвалидом Великой Отечественной войны Научно-просветительный центр «Холокост», мы ставили своей задачей сохранить память о событии, которое было вычеркнуто из истории. Сохранить вещи, документы людей, оставшихся в живых. Создать образовательные программы, чтобы в школах и университетах преподавалась тема «Холокоста», чтобы в нашей стране были музейные экспозиции и места памяти жертв Холокоста были увековечены. Со временем наша задача изменилась в том плане, что накопленный опыт сохранения памяти о Холокосте, мы стали рассматривать как возможность сохранения памяти о других геноцидах и террористических актах.
- Практически все, что делается просветительным Центром, направлено на молодежь, именно ей предстоит сохранить и донести до следующего поколения все ужасы концлагеря Аушвиц. Есть интерес у молодых людей к этой теме?
- Интерес молодых людей к этой теме определяется активностью их участия в конкурсе, который мы проводим с 2001 года – Международный конкурс работ о Холокосте, который завершается международными конференциями. Их мы провели уже около 20, издано 16 сборников работ школьников и студентов. Уже в течение шести лет победители нашего конкурса, молодые ученые, представляют Россию в штаб-квартире ЮНЕСКО. Здесь, в первую очередь, отмечается исследовательский интерес. С каждым годом все большее количество молодых людей принимает участие в мемориальных мероприятиях, стараются помочь пожилым людям, которые уцелели. Безусловно, этот интерес не приходит сам по себе – сегодня у нас более чем в 60 регионах России есть наши региональные представители. Это замечательные педагоги, музейные работники и архивисты, благодаря которым молодежь обо всем этом узнает.
- «Холокост» включает в себя геноцид только еврейского народа, почему?
- Термин «Холокост» закреплен международными документами и обозначает трагедию именно еврейского народа. Конечно, Холокост – составная часть геноцида, одна из форм геноцида, но здесь очень важно не путать понятия. В документах ООН не случайно говорится, что «Холокост» (Шоа – переводится как катастрофа) обозначает нацистскую политику преследования и уничтожения евреев в Европе вместе с союзниками и пособниками нацистской Германии 1933-1945 гг. Термин этот существует в образовательных программах, в календаре образовательных мероприятий. Очень важно, чтобы не только в учебных, но и в научных целях существовал четкий термин, который определяет конкретное историческое событие, никоим образом не преуменьшая другие трагедии Великой Отечественной войны. Существовала расовая теория нацистов, убивавших именно евреев. Это зафиксировано в знаменитом протоколе Ванзейской конференции 1942 года «Об окончательном решении еврейского вопроса». Никакого подобного документа об окончательном решении вопроса каких-либо других народов нацисты не делали.
- Кавказ - особенное место для Вас?
- Это так. Кавказ – действительно особое место для меня и он стал таковым по двум причинам. На Северном Кавказе - в Ростове-на-Дону и Минеральных Водах – два крупнейших места казни евреев на территории Советского Союза. И бесланская трагедия. В 2012 года, когда я впервые оказался в «Городе Ангелов», Беслан стал для меня особым местом. И третьего сентября, даже если не могу присутствовать лично, сердцем я всегда в Беслане.
- Масштабный проект «Сбор имен погибших» - составная часть Вашего проекта «Вернуть достоинство», расскажите о нем.
- Этот проект мы осуществляем совместно с Российским еврейским Конгрессом. При установке памятников, обязательным моментом является – определить максимальное количество имен погибших. Сложность в том, что часто еврейские семьи уничтожались целиком, некому о них рассказать. Уже 11 лет в рамках программы «Вернуть достоинство» мы ведем поиск мест захоронения жертв массовых убийств евреев в годы Холокоста, восстанавливаем имена погибших, реставрируем и устанавливаем памятники. Проведены работы на 80 локациях, в 16 регионах страны. За 2019 год установлено 13 памятников, восстановлены и увековечены 2329 имен жертв. Но эта работа приобрела для нас еще один оттенок - мы начали беспрецедентный проект по сбору имен 25 000 советских солдат и офицеров, медиков и журналистов, которые освобождали узников Освенцима и были в конце января 1945 года свидетелями спасения узников самого страшного нацистского лагеря - «Фабрики Смерти». В этом проекте участвуют сотни школьников и педагогов, а среди участников тех событий были и уроженцы Республики Северная Осетия-Алания. Мы очень надеемся, что вместе мы восстановим судьбы этих людей. Наша идея - воссоздать их биографию не только на момент спасения, но также отследить их дальнейшую судьбу.
- СМИ по всему миру отмечают проблему роста ксенофобии и расизма. Что Вы об этом думаете?
- Я бы еще добавил - и антисемитизма. И в этой связи хочу еще раз подчеркнуть важность уроков по Холокосту - показать, как формируется образ врага, какова роль СМИ в формировании образа врага и какие возможности имеют подобные манипуляции. Все это очень волнует нас. Мы привозили в Беслан, а затем к памятникам жертвам Холокоста Ставропольского края педагогов и детей из различных регионов России, провели конференцию во Владикавказе, где как раз и обсуждали, что может сделать гражданское общество для противодействия этим позорным явлениям в контексте памяти о жертвах Холокоста.
- Культура памяти - это связь прошлого, настоящего и будущего. Уроки по истории "Холокоста" введены в школьную программу, на какой результат рассчитываете?
- Тема "Холокоста" введена в школьную программу, поэтому следующий этап - включить образовательную программу, посвященную теме Холокоста и другим геноцидам в учебный курс университетов. Я являюсь также директором Международного научного образовательного центра истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета. Недавно на факультете международных отношений официально открылась первая магистерская программа "Анализ и экспертное комментирование международных процессов (Политика памяти: Холокост и геноциды)". Наша задача сейчас - готовить и ученых, и преподавателей, в первую очередь для высшей школы, для того, чтобы эта тема продвигалась.
- С Комитетом "Матери Беслана" Вас связывают давние отношения. В одном из интервью председатель Комитета "Матери Беслана" Сусанна Дудиева провела параллель между Холокостом и трагедией сентября 2004 года, назвав теракт геноцидом. Расскажите о взаимодействии с этой организацией.
- Благодаря нашему сотрудничеству со многими друзьями в Северной Осетии, прежде всего с Комитетом "Матери Беслана", мы как раз строим наши отношения для обмена опытом. В резолюции форума 2013- года было зафиксировано создание образовательного научного центра, который бы сохранял память о трагедии в Беслане. Я очень рад, что мы продвигаемся к этой невероятно важной теме, сотрудничаем с Комитетом “Матери Беслана”. Мы также сотрудничаем с педагогами Северной Осетии. Созданное нами учебное пособие "Дети - жертвы Холокоста и террора" получило рекомендательный гриф Министерства образования Российской Федерации, но сейчас нуждается в доработке, в создании электронной версии - это как раз наша важная совместная работа. Там мы даем рекомендации по тому, как проводить уроки памяти, очень важно, что именно сейчас во Владикавказе мы говорили о медиках, которые спасали как раненных в ходе теракта в Беслане, так и узников Аушвица - у нас очень много параллелей. Что касается геноцида, слово "Холокост" стало нарицательным и применяется ко всем трагедиям, которые происходят. Считается, что геноцид - истребление людей по конкретному национальному признаку. Но на кладбище "Города Ангелов" среди погибших детей и учителей есть представители не только осетинского народа. Террористы пришли не только для того, чтобы убить, взять в заложники и решать вопросы конкретно с детьми Северной Осетии, но всех, кто там находился. Они же не отпускали мусульман. Поэтому называть это событие геноцидом - нельзя. В широком смысле слова, как образное выражение, это возможно, но чем точнее мы будем применять те или иные термины относительно как Холокоста, так и трагедии в Беслане, тем, как мне кажется, нам будет проще наладить отношения с международными организациями. Мне кажется, что одна из наших задач - чтобы память о трагедии в Беслане стала очень важным стимулом для сохранения памяти о других терактах, происходивших на территории нашей и других стран. Следующий этап этой очень важной деятельности - привлечение всего мира еще раз к теме Беслана, организация выставки на разных языках, показы в Парламентах и штаб-квартирах различных международных организаций. У нас есть хороший опыт - выставка о Холокосте переведена на девять языков, показана в Парламентах и штаб-квартирах 11 государств. Мы рассказываем о трагедии Холокоста и об освобождении Аушвица, этот пример может быть использован Комитетом “Матерей Беслана”. И это очень важно - заставить мир помнить об этих трагедиях, чтобы они никогда не повторились.
Беседовала Милена САБАНОВА