Чудовищная паутина, или всем привычный интернет
Проект Тима Бернерса Ли получил название «Всемирная Паутина». Сегодня мы называем ее Интернетом. Действительно, это паутина. Уже само это слово ассоциируется с чем-то жутким: пауком, хаосом или путаницей, сетью-ловушкой, из которой невозможно выбраться. Интернет обладает огромным количеством ресурсов, используя которые человек самостоятельно совершенствуется, находит интересные и познавательные материалы. Однако есть и другая сторона - негативная. Паутина эта настолько захватывает человека, настолько кажется для него увлекательной, что он становится зависимым от нее. Как Всемирная Сеть влияет на человека? Почему возникает Интернет-зависимость? Как ее преодолеть? На эти и многие другие вопросы ответила Илона Гобаева, педагог-психолог центра «Доверие» г.Владикавказа.
- Сегодня у каждого второго в кармане телефон. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Работа, общение, учеба и многое другое предполагает использование Интернета. Можно ли это считать зависимостью? И если нет, то как диагностировать у себя монофобию?
- На самом деле, в последнее время очень развиты информационные технологии. Как взрослые, так и дети проводят время в телефонах, гаджетах, Интернете. Все зависит от того, как часто, в каком количественном соотношении они сидят в телефонах. Важно понять, почему это происходит, по каким причинам люди проводят время в сети. Диагностировать зависимость можно. Для этого существуют анкеты, специальные тесты, также это выявляется в процессе беседы. Чаще всего с такими запросами приходят к нам родители, сообщают о том, что ребенок много времени проводит в Интернете, нужна помощь. Обратится могут они и с другой проблемой: ребенок стал агрессивным, возникли конфликтные ситуации со сверстниками, а уже в процессе работы с ним выявляется, что он много времени проводит с телефоном в руках, не 3-4 часа, а даже больше.
- Почему возникает эта зависимость от Интернета?
- По различным причинам: проблемы в семье, в общении со сверстниками, различного рода другие психологические проблемы, однако, основная причина - это уход от реальности, когда человеку комфортно в виртуальном мире больше, чем в реальном. И здесь нужно сразу же определить: почему так происходит? Почему тому или иному подростку
комфортнее общаться с друзьями в Интернете, а не со сверстниками в жизни? Из-за неуверенности в себе, низкой самооценки, застенчивости, то есть когда он не может взаимодействовать из-за этих проблем со своими сверстниками вживую, он уходит в виртуальный мир, где можно быть тем, кем хочешь, представить себя самым лучшим, даже если в жизни это не так.
- Опасно ли это? И почему?
- Безусловно. Это наносит вред как физическому здоровью (ухудшается зрение, пропадает аппетит, нарушается режим дня, появляется сутулость), так и психологическому (снижается учебная мотивация, возникают вербальная и косвенная агрессия, еще большие проблемы в общении).
- Можно ли по внешним признакам распознать Интернет-зависимость у человека при общении с ним? Что послужит своего рода «лакмусовой бумажкой»?
- В процессе беседы, взаимодействия с человеком это проявляется. Еще распознать можно по поведению, если собеседник не может без телефона: ему нужно, чтобы устройство постоянно находилось в руках, где-то рядом.
- Как “вылечить” человека от Интернет-зависимости? Или он должен вылечить себя самостоятельно?
- В первую очередь, определить причины. Мы повышаем у него уверенность, помогаем в формировании адекватной самооценки, снижаем тревожность, если она имеется, агрессию, определяем, что необходимо для того, чтобы произвести “замену” Интернета на реальный мир. Если такая проблема возникла у ребенка, оказать помощь должны родители. Нужно проявлять интерес к тому, что он делает, спрашивать, как обстоят дела в школе или с друзьями, беспокоит ли его что-то, вместе решать проблемы. Очень мало тех, кто сам осознает, что у него монофобия.
- Прокомментируйте следующие ситуации: как спасти этих людей?
- Ситуация №1:
Михаил все свое время проводит в социальных сетях. Там у него огромное количество друзей, знакомых, с которыми у него большие объемы переписки. Не успеет появиться какая-то публикация в сети - он тут же ее прокомментирует, поделится ею с друзьями. Он - активный участник различных Интернет - сообществ и форумов.
- Ситуация №2:
Мария постоянно ищет новую информацию в Интернете, бесконечно путешествует по «Всемирной Паутине» в поисках нового и интересного.
- Ситуация №3:
Николаю восемь лет. Все свободное время он посвящает компьютерным играм. Они настолько захватывают его, что он может пропускать приемы пищи и сон. Указания родителей мальчик не принимает во внимание, на их замечания также не реагирует.
- Ситуация №4:
Сергею 35 лет, безработный. Его семья еле сводит концы с концами. Так он начинает играть в азартные игры. Все кардинально меняется: в доме начинается ремонт, а сейчас даже планируется покупка машины. Только вот Карине, его жене, тревожно, Сергей постоянно играет, не отходит от компьютера, а когда проигрывает некоторую сумму, злится, становится раздражительным.
- Все ситуации иллюстрируют виды Интернет-аддикции (зависимости). Первая - пристрастие к виртуальному общению, вторая - навязчивый веб-серфинг, следующая - игровая, а последняя - навязчивая финансовая потребность, в данном случае - азартные игры, это могут быть и ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянное участие в аукционах. Необходимо разобраться в причинах, которые привели к этому. Когда они будут выяснены, необходимо их исправить. Очень важно вовремя обратить внимание на эту проблему: если ребенок пропускает сон и приемы пищи, как в ситуации №3, это уже первые признаки Интернет-зависимости, так как все может ухудшиться и привести к последней ситуации, где Сергею, взрослому человеку, уже сформировавшейся личности, будет необходима помощь не только педагога-психолога.
- Можете дать несколько советов, следуя которым не возникнет монофобия?
- Находить альтернативу Интернету в виде другого полезного хобби, занятия, которое интересно, где личность сможет реализовать себя в лучшей и большей степени (спорт, кружок). Проводить больше времени с семьей, вместе радоваться миру вокруг. Важно еще, чтобы родители подавали пример детям и меньше сидели в телефонах.
Определить влияние монофобии на здоровье человека удалось Диане Кулумбеговой, обучающейся Центра «Интеллект», и ее научному руководителю - Алине Аврамко. Они провели ряд экспериментов, в ходе одного из которых участникам было предложено сократить время взаимодействия с телефоном до двух часов и вести разработанный ими дневник психофизического и эмоционального здоровья. В дневнике следовало отмечать, как меняется в течение недели состояние участников. По результатам эксперимента стало заметно положительное изменение психофизического и эмоционального состояния участников эксперимента. К концу недели показатели улучшились. По шкалам «тревожность» и «раздражительность» на 30% снизились показатели. По шкалам «нарушение аппетита» и «нарушение сна» - в среднем на 21,25 %, а по шкале «физическое недомогание» - на 27,5%. Также улучшились показатели настроения. К концу недели хорошего настроения у участников эксперимента было на 15% больше, чем вначале, а плохого - на 15% меньше.
«Всемирная Паутина» была создана в качестве средства, которое использует человек для достижения своих целей, а не для поглощения и превращения его в жертву. Необходимо помнить, что мир, который нас окружает, многогранен и чрезвычайно многообразен. Можно ли в Интернете почувствовать движение ветра? Или лучи солнца? Вдохнуть аромат роз? Обнять любимого человека? Эти моменты и составляют счастье человеческой жизни.
«Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен». (А.Блок).
Живите в реальности и созерцайте чудеса вокруг, и вы увидите: мир прекрасен!
Мариета Манукян