- Светлана Дмитриевна, о Вас с таким теплом отзываются Ваши ученики и их родители. Они уверены, что у Вас не просто педагогический талант, а действительно дар. Скажите, как у Вас получается столько лет нравиться и родителям, и ученикам, оставаясь при этом и строгим педагогом, и при этом добрым, заботливым учителем?
- Наверное, чтобы тебя уважали, для этого не нужно стараться понравиться. Не надо ни под кого подстраиваться. Нужно просто делать то, что ты считаешь нужным. В школе отношения будут складываться только в том случае, когда есть дисциплина. А дисциплина – это знания. Это то, ради чего пришли дети в школу. Как добиться дисциплины? На уважении! Не важно, сколько лет ребенку, – в пятом он классе или в одиннадцатом. Я, если прерываю ребенка, то всегда говорю «извини», потому что нарушила ход его мысли. И не важно, сколько ему лет. Я никогда не повышаю голоса. Для меня это важно. Ребята понимают, что за тишиной - сила. Все эти правила вместе дают гармонию на уроке. А когда нет конфликтных ситуаций в классе, тогда и отношения с родителями складываются по-другому. Дисциплина. Уважение. И самое главное - понимание. Понимание, что перед тобой - личность. Хорошие, плохие, блистательные ученики – ровно нужно относиться ко всем. Я на протяжении многих лет понимала, что выделять никого нельзя. Ведь дети, как никто другой, чувствуют фальшь и прекрасно понимают, где наигранно, а где искренно. Я могу ругать и идти дальше. Учимся на ошибках и идем вперед.
Хорошие, плохие, блистательные ученики – ровно нужно относиться ко всем. Я на протяжении многих лет понимала, что выделять никого нельзя. Ведь дети, как никто другой, чувствуют фальшь, и прекрасно понимают, где наигранно, а где искренно. Я могу ругать и идти дальше. Учимся на ошибках и идем вперед.
- Сколько у Вас в этом году выпустилось золотых медалистов? Если я не ошибаюсь, их очень много?
- В этом году у меня звездный класс. Из 25 учеников десять медалистов. Но это не те медалисты, которые вызывают ухмылку на лице. Это настоящие медалисты. Это те ребята, которые никогда не подводили учителя. Это те ребята, которые артистичны на школьной сцене, умны и красноречивы на любом уроке. В знаниях этих чувствуется база, чувствуется живой ум. Это не «липа», это настоящие медалисты. В нашей школе №7 очень серьезные требования. Почему родители хотят отдать к нам детей? Потому что понимают, что к концу 11-го класса наши выпускники будут учиться в самых престижных вузах. Мои медалисты - это медалисты. И итоги ЕГЭ по русскому языку доказали это: 14 человек из 25 получили от 90 до 98 баллов.
- Какой это по счету Ваш выпускной класс?
- Выпустила я пять неполных выпускных классов. Почему пятый неполный? Потому что один из выпусков я взяла, когда их учитель ушел в декрет, и я его доводила до выпускного. А полных было четыре выпуска. Кажется мало, но это долгих семь лет на каждый выпуск. Это долгая история в судьбе любого человека. У меня всегда, сколько себя помню, было классное руководство.
- Вы преподаете русский язык и литературу – очень сложные, но невероятно интересные предметы. Применяете новые системы или предпочитаете классическое преподавание? Вы - педагог старой советской школы?
- Часто, когда задумываюсь над этим, то прихожу к такому выводу: да, появились современные технологии и методы в преподавании русского языка, новые стандарты.... Но по большому счету хороший современный урок, который сегодня можно дать, остался тем же классическим уроком. Не может быть урока без самостоятельной работы, без понимания самим ребенком тех задач, которые перед ним стоят. Это то же самое, что было и вчера. Только с новыми терминами. Это обычный хороший классический урок, дающий знания. Для меня новшества прежде всего связаны с техникой. В школах интерактивные доски, проекторы - без этого нельзя. Это часть наглядной жизни урока, без которой он был бы немного серым и блеклым. Мой предмет действительно сложный, но могу сказать, что русский язык ученики сдают зачастую лучше, чем другой предмет. И дело не в том, что в 5-6 классах много часов русского языка. По-моему, дело в интересе к этому предмету и кропотливой работе. От такой большой кропотливой работы учителя и получаются высокие результаты.
- У детей сейчас летние каникулы. Наверняка никто из них сейчас не готов думать о школе. Ближе к сентябрю они, загоревшие и отдохнувшие, вспомнят о летних заданиях. Среди них и список литературы на лето. У каждого класса он разный. Но есть ли по-Вашему мнению книги, которые для всех на все времена, которые Вы обязательно советуете прочитать каждому?
- Я давно поняла, что без внеклассного чтения не обойтись. Список литературы на лето ребята получают перед летними каникулами. В море литературы сложно разобраться. И если ребенку не дать правильного направления, то он будет читать, но, закрыв книгу, не сможет рассказать, о чем она. А есть произведения, без которых становления подростка не может быть. Существует базовая классическая литература, которую должен прочитать каждый уважающий себя человек. Я детям часто говорю, что с возрастом восприятие меняется. Все надо читать вовремя. Так, например, роман «Овод» Войнича надо читать в подростковом возрасте, потом он будет неинтересен. Поэтому классическая литература, хотя и читается в разное историческое время, но воспринимается всеми поколениями одинаково, и она всегда своевременна. Но это не означает, что я исключаю современную литературу. У меня была ученица Диана Камболова, ставшая победительницей конкурса «Умники и умницы». Так вот, она и многие ее одноклассники любили читать. Сейчас выпускаю класс, и там тоже очень читающие дети. По-разному пытаюсь привить любовь к чтению. Так несколько лет я входила в Координационный совет России по русскому языку и литературе. В одной из поездок по обмену опытом учитель из петербургской школы рассказала о библиотеке класса. И я собрала такую же. Подготовила список внеклассной литературы и предложила детям выбрать по одной книге. Так мы собрали свою классную библиотеку. У ребят появилась превосходная возможность читать лучшие книги. А еще на протяжении 5-6 классов учащиеся ведут читательские дневники.
- Читатели газеты «Слово» хотят познакомиться с Вами не только, как с хорошим педагогом, но и наверняка заинтересуются, кем была Светлана Дмитриевна в детстве? Что любила? Чем увлекалась?
- Я училась в начальной школе, когда папа сделал мне подобие школьной доски. Я собирала детей во дворе, делала из листочков маленькие тетрадки и учила деток считать и писать. Уже тогда понимала, что хочу быть учителем. После начальной школы литературу у меня преподавала необыкновенный педагог Абрамова Юлия Иосифовна. Она умела заворожить своими рассказами и для меня уроки литературы – это было что-то необыкновенное. А дома все очень много читали. Мы выписывали и «Литературную газету», и «Роман-газету», журналы «Юность» и «Дружба народов». На это денег никогда не жалели. У меня до сих пор сохранился дневник, в котором я записывала, что прочитала и что бы мне хотелось еще прочитать. То есть без книг невозможно образование, невозможно понимание смысла жизни. Мне в жизни повезло. На моем пути встретились великие учителя. Такие корифеи! Проходила практику в школе №27. Там работала Ляшева Светлана Михайловна – заслуженный учитель Советского Союза. Необыкновенно талантливый человек. Она такие уроки проводила! А на практике от университета моим учителем была Гальченко Татьяна Константиновна. Она вела сложнейший предмет «Введение в литературоведение». Всегда приободряла нас; глядя на нее, крылья вырастали. В школе №26 была Чшиева Римма Борисовна. Она знала все тонкости русского языка и делилась этими знаниями. Чем больше я работала, тем больше было вопросов. Она давала ответ на каждый из них. Понимаете, это те люди, без помощи которых меня как учителя не было бы. Сам по себе ты ничего не сможешь поначалу. Нужен рядом помощник. И такие помощники у меня были. В той же 26-й школе была завуч, филолог Македонова Валентина Васильевна. Это воплощение спокойствия и такта. Она умела работать и с детьми, и со взрослыми. Была требовательна, уважительна и достойна. Она умела понимать. Дисциплина. Уважение и Понимание – то, с чего мы начали с Вами нашу беседу. То, без чего не обойтись ни одному настоящему учителю.
Яна Войтова