Дудаев: "Мой любимый писатель - наш великий народ"
Своими учителями он считает Есенина, Маяковского, Блока, Северянина, Гумилева, Высоцкого, Гамзатова. Образ своей жизни характеризует одним словом - поэт. Первые попытки обрамить в поэтическую форму ощущения, всколыхнувшие сердце юноши, относятся к юности поэта. Лауреат государственной премии имени Мисоста Камбердиева, молодой поэт Чермен Дудаев рассказал "Слово" о мотивации в творчестве, попсе в литературе и таинствах поэзии.
- В каком возрасте "случилось" Ваше первое стихотворение? Когда поняли, что будете писать?
- Сложно сказать когда. Я долго сомневался, сомневаюсь и сейчас. Когда учился на первом курсе архитектурно-строительного факультета ГМИ, был объявлен литературный конкурс. Жюри возглавил председатель Союза писателей Северной Осетии Камал Ходов. Он оценил мои стихи и в качестве приза подарил мне полное собрание сочинений Коста Хетагурова. На форзаце первого тома он написал - "Чермен, я жду твоих новых стихов". Эти слова меня значительно мотивировали, и я продолжил писать. Первое сознательное творчество появилось в шестнадцать лет.
- Как близкие относятся к Вашему поэтическому бытию ?
- Теперь уже хорошо, а были времена, когда вообще странно его воспринимали. В каком-то смысле не¬которые мои родственники были противниками того, чтобы я занимался литературой... Вспоминаются слова Сергея Есенина, в "Исповеди хулигана" он пишет: "Где-то у меня живут отец и мать, которым наплевать на все мои стихи". Потому что родители любят своих детей не за их промысел.
- Что Вас вдохновляет?
- Многое, и не всегда прекрасное. Если вспомнить стихотворение Коста Хетагурова "Додой", становится понятно, что при написании этого произведения его вдохновила горечь и боль народа. Большинство моих стихотворений написано под впечатлением, безу¬словно, положительных эмоций, но существуют такие произведения, и чаще всего это гражданская лирика, которая создана под влиянием негативных процессов, которые мы с вами наблюдаем в обществе.
- Какое место творчество занимает в Вашей жизни?
- Оно, как и любая другая деятельность, диктует стиль жизни, определяет поступки. Поэтому оно очень важно для меня.
- Интересно, есть такие слова, образы, рифмы, которые никогда не приживутся в Вашем творчестве?
- Думаю, что да, потому что есть какие-то табуированные вещи даже для лирики. Когда-то я пришел в редакцию журнала "Дарьял", редактором которого был Руслан Тотров. В одном из стихотворений я написал слово "сука". Кто не писал - Маяковский, Есенин. Уже когда вышел в свет очередной номер журнала, редактор заменил это слово многоточием. Я возмутился, привел в пример напечатанный рассказ Джонни Рамонова, который изобилует нецензурными словами и некорректными формулировками. На что мне было сказано: “Это Джонни Рамонов, а это ты”. То есть редактор дал мне понять, что существует определенный лирический герой. У него он один, у меня совершенно другой.
А в поэтике, я считаю, есть определенное таинство. Часто говорю, что если писатель садится и начинает писать, зная, о чем это стихотворение, чем оно закончится, значит, это плохой писатель и поэт.
- Какое стихотворение из авторских является самым любимым?
- Такого нет. Я не являюсь поклонником своего творчества.
- Можно ли научиться писать стихи? Существует ли какая-нибудь особая техника?
-Научиться писать, наверное, можно, но выйдут ли из этого стихи? Я считаю, что, например, труд журналиста сродни труду писателя, если это хороший журналист. Приведу в пример спецкора "Правды" Петра Лидова, который познакомил мир с подвигом Зои Космодемьянской. Он писал о ней в статье: "Они ее вешали, она речь говорила, они ее вешали, она все грозила им". Эти слова не просто журналиста, а пропагандиста, во время войны, настолько необходимого, сильно цепляют. Теперь, когда войны нет, журналист тоже должен вести пропаганду нравственных основ и морального стереотипа, который присущ нашему народу.
- Кто является Вашим любимым поэтом?
- Прежде я на этот вопрос отвечал иначе, но человек меняется... Сейчас все чаще говорю, что моим любимым писателем является наш великий народ, потому что, устное народное творчество, будь это Нартские сказания или пословицы, притчи, несет мощный потенциал, который, как мне кажется, мы иногда недооцениваем. Фольклор должен являться для каждого писателя и художника главным учителем и любимым поэтом.
- Есть ли поэты, которые повлияли на Ваше творчество?
- Конечно, очень много поэтов, это невозможно отрицать, и линейка продолжается. Постоянно знакомлюсь с новыми поэтами. Когда то я не знал ни Рубена Дарио, ни Антонио Мочадо... Тогда естественно называл два-три имени, теперь же могу перечислять бесконечно и надеюсь, жизнь меня с каждым днем будет знакомить с какими-то новыми поэтами и писателями. И вообще просто с достойными людьми, у которых буду учиться, чье творчество и деятельность будут впоследствии на меня оказывать влияние.
- Кто такой современный поэт?
- Это такая дилемма. С одной стороны, мне близка позиция Маяковского со словами "В наше время тот поэт, тот писатель, кто полезен". Наверное, поэт на самом деле должен быть полезен, но этой попыткой увлекаться не стоит. Поэт должен оставаться все-таки художником, и надо соблюдать золотую середину, не становиться "попсой", которой в литературе тоже не мало. Как говорил Герман Гудиев: “Личность в культе не нуждается, культ необходим разукрашенной серости, окультуренному невежеству”.
- Посвящаете свои стихи конкретным людям?
- У меня очень много стихотворений с конкретными адресатами и кроме них эти произведения никто не увидит. Их более сотни, их нигде не публикую.
- Говорят, что творчество открывает любые двери...?
- Не знаю, любые или нет, но многие действительно открывает, причем не только двери чувств. Иногда двери чиновничьих кабинетов тоже.
- Выступаете ли Вы со своими стихами перед публикой?
- Сейчас меньше, а когда был студентом, часто общался с публикой. Есть у нас несколько проектов в Осетии, в рамках которых сам Бог велел выступать, но там я читаю в основном не свои стихи. К примеру, проект "Поэты", где мы представляем творчество известных и малоизвестных поэтов, благодаря поддержке Национальной научной библиотеки и ее директора Ирины Хаймановой.
- Чем еще увлекаетесь, кроме поэзии?
- Многими вещами - от фехтования до политики.
- Чего бы хотели достичь в своем творчестве?
- Недавно читал Сергея Довлатова, запомнились его слова - "Я у Бога просил стать хорошим литератором, а когда я стал хорошим литератором, мне захотелось стать выдающимся писателем. Но у Бога добавки не просят". Того, что мне даст Всевышний, будет достаточно, и никаких амбициозных целей ставить не буду перед собой.
- Чего бы Вы никогда не сделали в жизни?
- Надеюсь, что никогда в жизни не совершу того, что могло бы повредить моему народу. Хотелось бы так прожить, чтобы принести ему пользу.
- Как думаете, повторится ли Серебряный век?
- Серебряный век русской поэзии уже состоялся, наверное, придет какой-нибудь другой. Лишь бы не каменный!
- Что бы Вы изменили в своем прошлом и почему?
- Хотел бы провести больше времени с близкими людьми, которым я уделял мало внимания. И не написать тирады, которые не заслуживают того, чтобы они были написаны.
- Принято считать, что поэт должен быть бедным и голодным. Вы согласны с этим?
- Не хотелось бы, но может и должен. Просто пришлось пройти через этот определенный этап, находясь в других городах. Хуже голода ничего быть не может. Это полбеды, что человек голодный, а когда он знает, что и не поест ничего - это еще сложнее. Хотя, мне, например, не представляется сытым Коста Хетагуров - человек, который прожил весьма скромную жизнь.
- Ваша будущая спутница жизни должна быть творческим человеком?
- Желательно нет. Две творческие личности в од¬ной семье, считаю это слишком! Пример - союз Ахматовой и Гумилева, которым я хочу посвятить творческий вечер. Они соперники на своем поприще. Тот самый пример, когда сотрудничество семейное не воз¬можно. Как известно, ничем хорошим этот брак не за-кончился.
- Расскажите о своих творческих планах...
- Уже написано немало стихов, из которых не будет опубликовано три четверти. Тем не менее, на сегодняшний день опубликовано три сборника. Сейчас планирую издать еще один.