ФРЭД АС-БЕТАНТИ И ЕГО ВСЕЛЕННАЯ
Однажды его чуть не исключили из лицея искусств. Остаться помог случай, вернее, внезапно открывшийся талант к изобразительному искусству. Хотя сам он случаю как таковому отводит эпизодическую роль, выдвигая на первый план волю Всевышнего. Художник Фрэд Ас-Бетанти всегда ищет правду и истину - в жизни, в работе и даже в спорте. Где спорт, а где искусство? Но у Фрэда эти понятия тесно переплетены, и одно без другого просто не существует. "Спорт - это лекарство, а рисование - смысл жизни", - любит говорить художник. Обращение его творчества преимущественно к национальной тематике - своеобразный способ докопаться до сути, рассказать о ней обывателям и ценителям высокого языком, которым владеет в совершенстве. Имея в арсенале семь выставок, три из них персональные, Фрэд продолжает оттачивать свое мастерство и строить амбициозные планы. Сейчас, к примеру, хочет вернуть аланам "скифское золото". Как? Рассказывает Фрэд Ас-Бетанти.
Цель моих выставок - это пропаганда нашей культуры, ее развитие. Свои работы готовил исключительно для народа, а не для того, чтобы продать и заработать денег, хоть и нуждаюсь в них. Сегодня пишу на тему "Скифское золото". Запланировал серию, куда войдет около 40 картин. Как бы это громко не звучало, своим творчеством хочу сделать наше искусство богаче. Самонадеянно? Может быть. Но именно такую цель ставлю, к этому стремлюсь. Пару лет, и я верну "скифское золото" через свое искусство.
Когда пишу на национальную тематику, за основу беру символ мироздания "три круга в круге". Принято считать, что круг в сознании древнего человека выражал идею единства и законченности, то есть высшего совершенства. Любая моя работа начинается именно с солярного знака, который у нас в священном обычае символизируется тремя пирогами на круглом столе.
До того, как начал рисовать на темы национального искусства, создавал на бумаге какие-то космические образы, фантастику. Когда изучал традиции, обычаи осетин, столкнулся с разной интерпретацией нашей культуры. Так моя фантастика стала реальностью. Той, в которой жили наши предки.
Я разработал свой собственный Кодекс осетинской чести, взяв за основу старый. Этот кодекс подкорректировал для себя и решил поделиться им со своими подписчиками в соцсетях. Главный посыл - знай и чти историю своего народа и края. Это знание укрепит дух, возвеличит душу, придаст силы в трудные минуты жизни. Есть и другие, казалось бы, прописные истины, о которых мы так часто забываем. Никогда не завидуй успеху других людей, зависть и ненависть разрушают человека, у всех есть равные возможности трудиться, совершенствоваться и достигать "вершины". Помни всегда и везде: ты - потомок древнего и благородного, великого народа, а поэтому не имеешь права на недостойный поступок. Постоянно работай над своим физическим, умственным и духовным совершенствованием. Закаляй и укрепляй здоровье. Правил не так много, и человеку с доброй душой и чистыми помыслами не так сложно их выполнять. Гораздо сложнее сегодня найти такого человека.
Меня вдохновляет сила предков, их величие - нартов, скифов, сарматов, алан. Но огорчает, что теряются наши обычаи, культура, традиции - "ирон æгъдау", как-то у нас все смешалось. Нет самоидентичности. Наши предки и представить себе не могли современную реальность. Мы представить себе не можем, что было тогда. Знания лишь поверхностны. Люди были другие и на мир смотрели другими глазами. Пытаюсь понять и передать это на холсте.
Как-то историк Петр Козаев, присутствуя на одной из моих выставок, сказал, что мне удалось отобразить и передать в творчестве то, что иной раз не могут зрелые, состоявшиеся художники. Знаете, эти слова дали надежду в тот момент, когда я ее на миг потерял.
Нужно ценить труд художника, так же, как и любого другого. Работа художника трудна и кропотлива. Не понимаю людей, которые так легко просят подарить картину. Это все равно, что я попрошу человека отдать мне его месячную или годовую зарплату. Когда делал работы на свободную тему, у меня скопилось свыше 500 картин. Все их раздарил - родственникам, друзьям, знакомым. В какой-то момент понял, что остался ни с чем.
Искусство ради искусства? Я готов работать на безвозмездной основе и продолжать дарить свои работы. Но теперь только музеям, которые мое творчество оценят по достоинству. Единственное условие - это нормальная организация выставок и главное, безопасность моих картин в плане транспортировки и т.д.
Помню, срочно нужны были деньги, и я продал в один из ресторанов города шесть своих работ. Не поверите - по тысяче рублей за каждую. А потом узнал, что одну из картин купили за 24 000 рублей. И то была не самая лучшая работа, нарисованная на дешевом ДВП, которую не хотели брать даже под реализацию. Обидно? Скорее, приятно, пусть не я, но кто-то смог ее продать. Вот это называю по достоинству оцененный труд.
В работе мне нужны не только художественные инструменты и материалы, но и крепкие нервы, а также физическая сила. Малейшая помарка, и начинаю работу заново. Случается, что рисую до дрожи в мышцах, спазмов. И вот здесь увлечение спортом не раз выручало. Однако конечный результат того стоит - тут же забываешь все трудности при работе над картиной и вновь берешься за новую.
Для близких людей рисовать очень трудно. Ты хочешь как лучше, и в попытке угнаться за совершенством делаешь обыденную вещь. Рисовал как-то маме, но картина получилась несколько темной, а она хотела светлую. Решила, что делал я не от души, хотя это совсем не так. Переделал под ее вкус. Все остались довольны.
Часто спрашивают о моем необычном имени. Фрэдом назвал отец, раньше я был Бетанов, но изменил фамилию на Бетанти, добавив к ней "Ас". Представители ветви, откуда пошел мой род, называли себя "ассоны", отсюда и приставка "Ас".
Бывало, что картина очень нравившаяся поначалу, потом разонравилась. Не знаю, с чем это связано. Хочется либо переделать, либо доделать. Так случилось с одной из моих первых и, можно сказать, любимых работ "Alan-Arya" или "Осознание Всевышнего", которую писал около двух лет. Однажды мне захотелось ее улучшить. Я добавил радугу и показал энергию, которая проходит через глаза и солярный знак, заполняя собой всю картину. Но здесь главное - не перегнуть и вовремя остановиться.
Творческим кризисом, как правило, не страдаю. Если намечена цель, работаю без устали, как робот, отвлекаясь лишь на занятия спортом. Я тиран по отношению к себе и заядлый трудоголик. Бог дал мне этот дар, в нем вижу смысл жизни -не хочу тратить время впустую, ведь человеческая жизнь так коротка.
"Шансов нет" - сказали однажды маме, которая упросила педагогов лицея искусств не исключать меня из школы за прогул хореографических занятий, а предоставить последний шанс. Отчислять не стали, пожалели и перевели в художественное отделение. Вот отсюда и началось мое увлекательное путешествие в мир искусства, которое, к счастью, продолжается по сей день.
Записала ФАРИЗА ХАДАШЕВА