Гиви Валиев: «Мы должны сохранить архаичность национальной драматургии»

15.12.2020 13:53
Гиви Валиев: «Мы должны сохранить архаичность национальной драматургии»

 

 

 

Роль Осетинского драмтеатра имени Владимира Тхапсаева как духовного ориентира нашего общества огромна. Именно театр является колыбелью сохранения языка и культурной традиции нации. Вектор его движения стремится вперед, а смысл существования подкрепляется табличкой на кассе «Все билеты проданы».


Каждый руководитель театра несет на себе груз ответственности за сохранение национального достояния. Готов ли к этой миссии новый художественный руководитель театра Гиви Валиев? Каким он видит будущее театра и как продолжит работу над сохранением национального театрального искусства в условиях современности? Как в республике может быть решен вопрос поиска новых авторов осетинской драматургии, и чем театр планирует привлекать современного зрителя? А также, где искать национальные кадры, и кто будет растить Вало Тхапсаева нашего времени? Размышления на эти темы в нашем интервью с Гиви Валиевым.


- Гиви, совсем недавно Вы вступили на новую должность. В связи с этим вопрос – какие поставили перед собой задачи? 

- У нас есть большие хорошие традиции, которые нужно вспомнить, и уже по этим традициям идти вперед. Очень хочется, чтобы национальная драматургия вернулась на сцену, которой, по большому счету, мало, и мы это все знаем. Есть замечательные никем не поставленные романы, как, например, «Сабельный звон» Тотырбека Джатиева, «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Было бы хорошо, чтобы на сцене Осетинского театра мы говорили о своих героях, потому что новое поколение, которое будет сюда приходить, должно не понаслышке знать их, а видеть воочию. Мы должны для этого как- то постараться. Осетинский театр должен вести и воспитательную работу тоже, это входит в его задачи. 

 

- А что будет меняться в политике театра? 

- Самое главное, Осетинский театр должен гастролировать. Есть большие федеральные про- граммы «Больших гастролей», куда театр должен обязательно вписаться и получать гранты на постановки, гранты на новые проекты. На мой взгляд, это было упущено, мы грантами не занимались. К гастролям нам нужно готовиться, нужно создавать репертуар для гастролей, это как национальная, русская, так и зарубежная драматургия. Следующий 2021-й год писателя Федора Достоевского, сегодня был разговор с режиссером, пока не буду называть его, но, если режиссер созреет, мне кажется, «Преступление и наказание» у нас может появиться.

 

- Вместе с Вами на новую должность в театр пришел Чермен Дудаев – новый директор театра. Как Вы планируете начать с ним работу в тандеме? 

- С Черменом Алановичем мы друзья, мы очень хорошо общаемся. Я надеюсь, я очень надеюсь, что прерогатива в театре будет за творчеством. Вообще театр - это место, где должны говорить только о творчестве. И первое, с чего открывается любое собрание, любые «тусовки», так на- зовем, - это творчество. Чермен Аланович - творческий человек, и я думаю, что наша с ним работа будет очень плодотворной. 

 

- Можете оценить состояние театра на сегодняшний день: уровень репертуара, уровень артистов? 

- Вот это нехорошо будет. Я в этом театре работаю 16 лет, сейчас что-то оценивать… Каждый новый человек, который сюда приходит, он что-то оценивает. Я знаю плюсы и минусы этого театра, но говорить о них, конечно, не буду. Время все расставит на свои места. Репертуар нужно делать, в любом случае, он хороший, но надо добавлять. 


- Для постановки спектаклей все равно нужны новые национальные пьесы, с этим, как известно, проблемы в республике. Как будете решать этот вопрос? 

- Конечно, мы будем работать с молодыми драматургами, планы по их поиску у нас есть. Будет объявлен конкурс на лучшую пьесу, но это чуть дальше. Вообще вся драматургия, которая пишется, начиная от поэзии до прозы, она должна приходить сюда. Центром всего должен быть Осетинский театр, театр национальной драматургии. Если есть человек, которому дано это Богом, вот надо, чтобы театр с ним работал. Сегодня мы трудимся над пьесой «Семь черкесок» по Грису Плиеву. Самая сложная работа, которая предстоит, – поиск драматургов. Понимаете, драматург, он должен родиться, это же штучный товар, который должен появиться, должен родиться обязательно. И если такой есть среди нас, мы его обязательно найдем. 

 

- А как обстоят дела с новыми кадрами? 

- У нас должен быть выбор молодых кадров, не так, кто пришел, тому и открыли двери, у нас должен быть выбор. Национальный кадр искать сложно. Есть много студентов, которые хотят прийти в театр, заниматься творчеством, но они не знают языка. Пусть они самые гениальные будут, но, если нет знания языка, о чем еще можно говорить. Мы должны сами воспитывать для себя будущее поколение. Именно поэтому планируется открытие школы-студии при Осетинском театре, где около 20 детей со всех районов республики будут обучаться актерскому мастерству. Будет создана комиссия, которая раз в пять лет будет отбирать этих детей, в нее войдет педагогический состав Осетинского театра. В течение пяти лет они с первых дней получат возможность участвовать в массовых сценах, а по окончании эти люди придут уже со своими спектаклями сюда. Кроме того, они получат еще и дипломы факультета искусств. Инициатива очень понравилась Главе республики Вячеславу Битарову, дальнейшая работа в этом направлении зависит от того, насколько мобильно мы с директором подадим проект. Нужно подготовиться, все расписать, чтобы больше не было вопросов. Мы молодые, очень энергичные, поэтому, я думаю, мы очень быстро подготовим документы, чтобы как можно раньше приступить к поиску юных дарований.

 

- К каким экспериментам готов Осетинский театр? 

- Есть национальная драматургия, она больше, конечно, такая... очень архаичная. Ее не хотелось бы трогать. В национальном театре должны быть спектакли, которые нам могут напомнить о прошлом, но ни в коем случае Осетинский театр не будет законсервирован. Мы готовы к экспериментам, единственное, чего никогда на этой сцене не будет – так это пошлого прочтения любой пьесы. Буквально сегодня шел разговор, часа два тому назад, о том, что выпускница Щукинского училища хочет поставить у нас дипломный спектакль. Мы предоставим все условия. Также разговор был с ректором ГИТИСа Григорием Заславским по поводу того, чтобы лучшие выпускники режиссерского факультета имели возможность постановки дипломных спектаклей на нашей площадке. Мы с удовольствием предоставим и им эту возможность, потому что театру нужны новая рука, новое видение. 

 

- Как Вы думаете, нужны ли театру такие звезды, как, скажем, Вало Тхапсаев, Бибо Ва- таев, и почему сегодня их нет? 

- Те поколения, которые ушли… они были воспитаны сильными режиссерами. Вообще любой человек, который приходит в театр, он не может без режиссуры стать актером. Ну никогда он не станет большим актером, если рядом с ним не будет большого режиссера. И такие педагоги, как Елена Маркова, Зарифа Бритаева, Георгий Хугаев…. Они воспитывали актеров. Осетинский театр омолодился, очень омолодился, как-то поколение за поколением уходит. Сегодня стоит задача воспитать таких же сильных актеров. Это непросто. Бибо Ватаев, он, когда созрел, стал Бибо Ватаевым, когда уже раскрепостился. Это как вино, которое обязательно должно какой-то срок годности пройти. Есть молодые актеры, которые раскрываются потихоньку. Им надо давать спектакль за спектаклем, роль за ролью. Они будут ошибаться, мы будем ошибаться. Ни один режиссер сразу не становился режиссером, и ни один актер сразу не становился актером. Время нужно для того, чтобы мы просто поверили в себя и пошли дальше. 

 

- Сейчас есть очень интересная практика, когда театр приглашает известного режиссера, может быть, режиссера с мировым именем, для работы с артистами, постановки спектакля. Как Вы смотрите на это, есть ли у Осетинского театра подобная возможность? 

- Сразу скажу - у нас нет таких возможностей, чтобы мы приглашали режиссеров с мировым именем, но мы с чего-то обязательно начнем. Знаете, есть очень много режиссеров без имени, которые жаждут стать большими профессионалами. Им надо дать возможность. Тот, кто с именем, он уже не заморачивается, он раскидывается. Давать работу надо «голодному» режиссеру, который захочет, чтобы его мозг просто крутился.

 

- В техническом плане сталкиваетесь с какими-то проблемами? 

- В техническом плане мы отстаем лет на 20, есть проблема с наушниками, но нам обещали в новом году эти вопросы решить. У нас световая партитура просто отсутствует, звуковая отсутствует. Тот свет, который мы используем, уже даже в клубах не используется. Обновить нужно, чтобы говорить о современном театре, чтобы ставить современные спектакли, чтобы завлечь молодежь. 

 

- Нет сферы жизни, которую бы не затронула пандемия. Как она сказалась на работе театра? 

- Мы до сих пор чувствуем пандемию, она ведь еще не ушла. Конечно, она помешала, зритель боится. Но, что хочу сказать, мы за своего зрителя тоже переживаем, все указания Роспотребнадзора, которые нам дали по рассадке, по масочному режиму, по измерению температуры, мы все это выполняем. У нас социальная дистанция соблюдается, и потому каждый актер, каждый зритель у нас защищен. Мы сократили на 50 процентов посещаемость, но работать продолжаем. У нас вчера был спектакль, сегодня будет. Вы знаете, была война с 1941 по 1945, но театры не закрылись. В этом мире технологий единственное, что живое осталось, это театр. И если человечество не сохранит его, то мы его потеряем. 

 

- Можно сказать, что стать художественным руководителем было Вашей мечтой? 

- Я скажу так, когда человек начинает заниматься режиссурой, когда человек начинает ставить спектакли, то потихоньку, волей-неволей к какому-то результату приходит. Я не могу сказать, что это была цель жизни моей, но на сегодняшний день понимаю, какая огромная ответственность на мне за этот огромный коллектив, за репертуар, за национальное достояние. И я постараюсь соответствовать.

 

- Гиви, когда планируете сами по- ставить спектакль? Когда выйдете на сцену в качестве актера?

- Уже сейчас я приступаю к постановке пьесы Владимира Гаглоева «Не говорите, что не слышали», потом, к 9 Мая, мы подготовим военный материал обязательно. К закрытию сезона – «Кровавую свадьбу». Но при этом есть еще и другие режиссеры, которые будут одновременно с нами работать, распределение будет. На сцену тоже очень хочу выйти, знаете, я соскучился, честно, по сцене, очень. Но как-то режиссура меня увлекла и все. Но я вернусь, обязательно вернусь и сыграю роли.

 

Виктория БЕРОЕВА

 

Тонкие материи Ноха Токаева

05.03.2021 | 11:36

Нох Токаев не любит превосходной степени. Ни по отношениию к себе, ни к кому-либо другому. Но повод юбилейный, и без внимания к заслугам не обойтись – а они внушительные. Убежденный оптимист, считающий, что все преодолимо через старания, он слишком ценит жизнь и дорожит признанием. Не тем, что отмеряется тяжестью наград в унисон звенящих на парадном пиджаке, а общественным, народным. На днях доктор экономических наук, профессор, академик Нох Хасанбиевич Токаев отметил восьмидесятилетие. О важности жизненных расчетов, почему нежелательно быть одиночкой в политике и своей самой трогательной роли «Деди» рассказал в интервью газете «Слово».

Молодым везде у нас дорога

26.02.2021 | 13:36

Инициативной, творческой, целеустремленной, готовой к труду и, возможно, даже к обороне молодежи сегодня предоставляют все возможности проявить себя в деле.

В зоне риска

24.02.2021 | 12:07

Его имя хорошо известно не то что за пределами родной Осетии и даже России, но и в Западной Европе, Китае, Мексике, Южной Африке и в США. За его плечами большой опыт работы более чем в 70 фильмах, в том числе, таких знаменитых, как «Волчья кровь», «Шальная пуля», седьмая серия «Полицейской академии», «От заката до рассвета-3», «Человек-паук», «Глори-Глори» и многих других.

Новые возможности

24.02.2021 | 11:42

Еще несколько десятилетий назад человеку было проще планировать карьеру. В большинстве случаев можно было получить специальность и быть уверенным, что в ближайшие годы ваши знания все также будут актуальны. Сегодня ситуация поменялась с точностью наоборот. Сама структура образования меняется с умопомрачительной скоростью. Чтобы успеть за переменами и не остаться на отшибе профессиональных навыков, молодежь должна непрерывно повышать квалификацию и углублять знания в выбранной сфере работы. Поэтому СКГМИ, реагируя на вызовы времени, активно внедряет стандарты непрерывного образования.

Вакцина жизни

16.02.2021 | 11:50

Пресс-конференция аллерголога-иммунолога Минздрава Северной Осетии Лауры Болиевой дала ответы на большинство вопросов, возникающих у жителей республики по поводу вакцинации от коронавирусной инфекции.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Тонкие материи Ноха Токаева

05.03.2021 | 11:36

Нох Токаев не любит превосходной степени. Ни по отношениию к себе, ни к кому-либо другому. Но повод юбилейный, и без внимания к заслугам не обойтись – а они внушительные. Убежденный оптимист, считающий, что все преодолимо через старания, он слишком ценит жизнь и дорожит признанием. Не тем, что отмеряется тяжестью наград в унисон звенящих на парадном пиджаке, а общественным, народным. На днях доктор экономических наук, профессор, академик Нох Хасанбиевич Токаев отметил восьмидесятилетие. О важности жизненных расчетов, почему нежелательно быть одиночкой в политике и своей самой трогательной роли «Деди» рассказал в интервью газете «Слово».

Молодым везде у нас дорога

26.02.2021 | 13:36

Инициативной, творческой, целеустремленной, готовой к труду и, возможно, даже к обороне молодежи сегодня предоставляют все возможности проявить себя в деле.

В зоне риска

24.02.2021 | 12:07

Его имя хорошо известно не то что за пределами родной Осетии и даже России, но и в Западной Европе, Китае, Мексике, Южной Африке и в США. За его плечами большой опыт работы более чем в 70 фильмах, в том числе, таких знаменитых, как «Волчья кровь», «Шальная пуля», седьмая серия «Полицейской академии», «От заката до рассвета-3», «Человек-паук», «Глори-Глори» и многих других.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Тонкие материи Ноха Токаева

05.03.2021 | 11:36

Нох Токаев не любит превосходной степени. Ни по отношениию к себе, ни к кому-либо другому. Но повод юбилейный, и без внимания к заслугам не обойтись – а они внушительные. Убежденный оптимист, считающий, что все преодолимо через старания, он слишком ценит жизнь и дорожит признанием. Не тем, что отмеряется тяжестью наград в унисон звенящих на парадном пиджаке, а общественным, народным. На днях доктор экономических наук, профессор, академик Нох Хасанбиевич Токаев отметил восьмидесятилетие. О важности жизненных расчетов, почему нежелательно быть одиночкой в политике и своей самой трогательной роли «Деди» рассказал в интервью газете «Слово».

Молодым везде у нас дорога

26.02.2021 | 13:36

Инициативной, творческой, целеустремленной, готовой к труду и, возможно, даже к обороне молодежи сегодня предоставляют все возможности проявить себя в деле.

В зоне риска

24.02.2021 | 12:07

Его имя хорошо известно не то что за пределами родной Осетии и даже России, но и в Западной Европе, Китае, Мексике, Южной Африке и в США. За его плечами большой опыт работы более чем в 70 фильмах, в том числе, таких знаменитых, как «Волчья кровь», «Шальная пуля», седьмая серия «Полицейской академии», «От заката до рассвета-3», «Человек-паук», «Глори-Глори» и многих других.

все материалы

АРХИВ

<<< 2021, Март >>>
пн вт ср чт пт сб вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031