ХРУСТАЛЬНЫЙ БЛЕСК ОТ ГАЛКИНА
"Владикавказяне и владикавказята " Сослана Плиева - книга, которая мировоззрение людей кардинально не меняет, нет такой задачи у автора, но это книга, которая идеально укладывается в рамки заявленного жанра, нагло расталкивая широкими плечами конкурентов по полке. В этом весь Плиев. Смешно, жизненно и как будто про каждого из нас. Но "Слово"предоставило слово не автору чтива, а человеку, благодаря которому "Владикавказяне и владикавказята " получили завершенный вид. Столичный художник ЭДУАРД ГАЛКИН - иллюстратор текстов. Именно его творчество позволило отполировать книгу до хрустального блеска.
Иллюстрация - это увлекательно.
Особенно когда есть возможность сотрудничать с автором напрямую. Кроме того, художник получает сначала общее образование и только потом выбирает специальность. Я выбрал кино. Однако, всегда есть соблазн попробовать себя в другой специализации. Помимо фильмов и клипов, мне приходилось оформлять интерьеры, праздники, почти 30 лет занимаюсь живописью. В 2011 году первый раз сделал спектакль и вот теперь есть книга. Новое всегда интересно.
Мне предоставили простор в работе.
Диктовки не было. И в этом не было необходимости. Задача заключалась в том, чтобы соответствовать не буквально тексту, а интонации произведений. Самое интересное для меня то, что скрывается за содержанием написанных слов. Какие герои, почему они себя так ведут, что они чувствуют. У меня было четыре месяца, чтобы подумать и настроить себя на эту работу. И был один месяц для того, чтобы сделать все иллюстрации.
С Сосланом Плиевым мы познакомились на мастер-классе по короткометражному кино в рамках кинофестиваля "Дирижабль". Я приезжал во Владикавказ вместе с режиссером Александром Коттом в середине мая прошлого года. Собралась компания из нескольких участников и гостей, в которой был Сослан. Мы совсем немного общались, но он дал мне с собой в самолет распечатанный рассказ из будущей книги. Это все определило. Когда вернулся в Москву, написал автору о своих эмоциях и предложил свое участие в качестве художника.
Совместный творческий процесс был волшебным.
Другого слова у меня нет. И у нас не было никаких разногласий. Был поиск стиля, поиск гармонии, чувства меры и стремление сделать вещь нескучной.
Все, что делают люди искусства, - это рассказывают истории.
Через музыку, кино, живопись, иллюстрацию... Я надеюсь, что мне удалось визуально обогатить истории, написанные автором. Ну и, конечно, рисунки что-то рассказывают читателю. Картинки делают читателя зрителем.
Учитывая характер данной книги,
не могу точно сказать, была ли работа над ней сложным трудом или больше развлечением. Наверное, и то, и другое. В искусстве обязателен момент игры. Так что, можно назвать это производственным развлечением. И, конечно, это труд. 50 листов за 30 дней - настоящий драйв. Вещь росла на одном дыхании. Очень важно в таком процессе не упустить нерв.
Когда есть внятная идея, работа идет быстро.
А вот придумать получается не всегда сразу. Например, иллюстрация к рассказу про гаишника придумалась очень легко. Я прочитал и тут же представил себе такую композицию - фигура персонажа в лабиринте из цифр. Мне интересно найти изобразительную метафору к тексту. Какой смысл напрямую рисовать то, что и так хорошо описано. Зачем тогда художник? Моя задача - придумать наглядный образ того, о чем я прочитал.
Вот история про шахматы давалась сложно.
Нужно было графически выразить рассеянное состояние героев, которые при этом выглядят сосредоточенно и серьезно. Постепенно возникла идея бесконечной шахматной доски, которая может быть скатертью или клеенкой, т.е. игра любительская. Множество клеток, по которым беспорядочно расставлены фигуры, одним словом, у игроков нет шансов на осмысленную партию. Так я понял и почувствовал автора: герои рассказа могут думать, что играют в шахматы, но им только так кажется.
В самом начале переговоры у меня шли только с Сосланом Плиевым.
Очень хотел оформить "Владикавказян...", но вовсе не хотел быть финансовой обузой для такого скромного проекта. Тем более, что такая работа для меня - дебют. И я сразу предупредил Сослана, что готов это делать бесплатно. Но когда начал общаться с издательством, разговор перешел сразу в профессиональную плоскость. Был составлен договор, мне назначили сроки сдачи работы и предложили цену за каждый лист. Мы обо всем договорились, и в результате я работал за деньги. Автор книги в этой деловой части никак не участвовал.
Первая моя поездка во Владикавказ была внезапной, случайной.
Готовился к съемкам фильма "Испытание", и режиссер Александр Котт вдруг предложил отвлечься на три дня от работы и сделать мастер-класс на "Дирижабле". А уже после окончания съемок приехал в сентябре на неделю для того, чтобы общаться с Сосланом, с издательством. Я видел все места событий, описанные в рассказах. Встречался с прототипами некоторых героев. Был не только в городе, но и в горах. Конечно, ознакомился с историей и культурой Северной Осетии, узнал для себя много нового и интересного.
У художников кино есть такой метод работы - сбор материала по теме.
Этот же принцип я использовал и в работе над книгой. Но для того чтобы сконцентрироваться на полученной информации, нужно было “отвлеченное” место, где все предстояло сделать. Не Москва и не Владикавказ. В Москве я бы постоянно отвлекался. Во Владикавказе осетинские пироги могли затмить мой разум, и я бы впал в сантименты. Чтобы острее чувствовать тему, мне лучше работается на нейтральной территории, в условиях другой культуры. В результате все иллюстрации были сделаны в Болгарии.
Знаю, что многим осетинам, живущим в Москве, про книгу известно.
Возникнет ли интерес у остального московского читателя... Думаю, да. Но продукту искусства нужна реклама. Эта литература таит для многих читателей сильное открытие. Причина проста - русские люди, по сути, ничего не знают о Кавказе, а прочитав эти рассказы, они во многом узнают себя. Секрет тоже прост - Сослан Плиев очень любит тех, о ком пишет.
К чему стремлюсь и к чему двигаюсь в своей работе?
Стараюсь опираться на проверенные культурные традиции. И стараюсь быть естественным в том, что делаю.
Эдуард ГАЛКИН, специально для газеты "Слово"