К 15-летию Росреестра

В декабре Росреестр будет отмечать свое 15-летие. Пожалуй, каждый из нас хотя бы один раз в своей жизни сталкивался с регистрацией какой-либо недвижимости, и имеет представление об этом ведомстве. Сегодня мы поговорим с руководителем Управления Росреестра по Северной Осетии Казбеком Токаевым.
- Казбек Назирович, в преддверии 15-летнего юбилея ведомства расскажите, пожалуйста, о достижениях Службы, в каких направлениях они особенно заметны?
- Добрый день. Да, в декабре этого года Росреестр и его территориальные органы отметят свой 15-летний юбилей. За это время Служба прошла большой путь становления и трансформации. Полагаю, наиболее ощутимой и заметной для граждан, бизнеса, органов государственной власти и местного самоуправления стала цифровая трансформация ведомства. Уже с середины 2010-х годов Росреестр активно начал развивать свои электронные сервисы, стремясь к тому, чтобы все необходимые процедуры можно было проводить онлайн, без посещения офисов Росреестра. Это стало возможным с 1 июля 2015 года по всей стране. Первая государственная регистрация прав на основании документов, поданных в электронном виде, была осуществлена в Московской области. Впоследствии уже эта практика была успешно реализована и в других регионах страны. На сегодняшний день доля электронных заявлений, подаваемых в наше Управление, составляет порядка 50% от общего количества поступающих заявлений. А от органов государственной власти и местного самоуправления сегодня документы поступают только в электронном виде.
Все эти нововведения стали возможны благодаря созданию единой для всей страны информационной системы – Федеральная государственная информационная система Единый государственный реестр недвижимости (ФГИС ЕГРН). Таким образом, с 1 января 2017 года сведения, содержавшиеся в кадастре недвижимости и реестре прав, были объединены и входят сегодня в состав ЕГРН.
В развитие перехода ведомства на электронную регистрацию с 1 января 2017 Росреестр в ряде пилотных регионов начал прием документов по экстерриториальному принципу. Интегрированная база объектов недвижимости упростила межрегиональные сделки. Во-первых, покупатели и продавцы теперь могут находиться в разных городах. Во-вторых, сотрудникам Росреестра доступна информация об объектах недвижимости не только о своем регионе, но и во всех остальных. Сегодня это также реализовано на территории всей страны. С каждым годом количество поступающих в наше Управление экстерриториальных документов увеличивается. Так, в этом году рост количества поступивших в Управление экстерриториальных заявлений составил прошлом году количество составил40,9% (1821).
Далее благодаря централизации и цифровизации Росреестр начал создавать цифровые веб-сервисы во взаимодействии с бизнесом для решения важной прикладной задачи –удобства потребителей.
- Тогда расскажите подробнее о веб-сервисах Росреестра, чем они помогают заявителям?
- Веб-сервисы Росреестра сегодня позволяют в электронном виде направить в Росреестр заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН, получить информацию о ходе обработки направленных в реестр документов и запросов.
- Для кого эти новые возможности наиболее актуальны?
- В первую очередь они актуальны для Многофункциональных центров,
финансовых организаций (банки, страховые компании и т.д.), нотариусов, застройщиков жилья, а также и для прочих организаций, имеющих потребность прямого взаимодействия с информацией, содержащейся в ЕГРН.
Но так как конечными потребителями услуг всех перечисленных выше структур являются граждане и бизнес, то можно с уверенностью говорить, что все эти сервисы созданы для них. Также активно пользуются этими инструментами органы государственной власти и местного самоуправления как для своих потребностей, так и для оказания услуг заявителям.
В качестве примера можно привести случаи, когда купить квартиру и оформить на нее права собственности стало возможным в ипотечных центрах банков сразу на месте – без походов в МФЦ или вРосреестр. Все внутренние процессы для обеспечения сделок проходят в электронной форме, а гражданин получает результат без хождения по инстанциям. Также и застройщики с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратят не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.
- В таком случае необходимо задать вопрос, каким образом все эти нововведения отразились на качествеи сроках оказания услуг? Ведь если электронно, то значит быстрее?
- Да, совершенно верно. Благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости повысилось качество данных и достоверность сведений в ЕГРН, упростились процедуры получения услуг. Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере теперь осуществляются проще и быстрее. Электронные сервисы позволяют значительно экономить временные и материальные затраты на их получение. Сегодня государственная регистрация прав и (или) государственный кадастровый учет по документам, поступившим в Управление Росреестра по Северной Осетии в электронном виде, проводятся в срок, не превышающий 1 рабочий день, а срок регистрации электронных ипотек исчисляется несколькими часами. Также необходимо отметить, что сокращению сроков оказания услуг способствовал переход Росреестра на безбумажный документооборот с МФЦ. С июля 2022 года все бумажные документы, поступающие в МФЦ для оказания услуг Росреестра, уже не доставляют из офиса в офис, Сотрудники МФЦ на своем рабочем месте сканируют бумажные документы, заверяют их электронной подписью и направляют в Росреестр в электронном виде. Передача в Росреестр бумажных документов не требуется, за исключением документарных закладных. Таким образом, переход на безбумажный документооборот также сократил общие сроки предоставления услуг и сделал их оказание более удобными для граждан.
- Подводя итоги нашей беседы, можно сказать, что основной тренд развития государственных услуг Росреестра сегодня - перевод их в электронный формат. Цифровизация Росреестра существенно влияет на повышение эффективности работы и даёт более оперативный отклик и больший охват.
- Да. Все эти достижения и преобразования коррелируют с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Правительством России, которая предполагает разработку законодательства о цифровых технологиях, модернизацию цифровой инфраструктуры, внедрение цифровых практик в ключевых сферах экономики и государственного управления, которые в конечном счете направлены на повышение качества оказываемых услуг всем категориям заявителей.