ÆLLONским духом пахнет
Как создать вокруг себя пространство, воздушное облако и парить по нему, оставляя долгий шлейф благоухания, знает Фатима Гаева. Это она может уместить эмоции в ароматные молекулы, воплощать чувства, идеи, настроение и индивидуальность в нотах своих композиций. А затем запечатать запах во флакон, чтобы при необходимости выпустить на свободу... Единственный на всю республику парфюмер Фатима Гаева рассказала "Слово", что общего между парфюмером и художником, для какого исторического персонажа хотела бы создать духи и почему так важно в деле создания ароматов идти на эксперименты, пробовать и ошибаться.
Вот так, чтобы сразу - завтра буду парфюмером, такого не было. Парфюмерия -следствие моей "болезни" к запахам. Люблю ароматы, но никогда не думала, что это станет частью моей жизни, тем более профессией. Прошла какие-то краткосрочные курсы, с натяжкой могу назвать полученные навыки базой, скорее их организаторы просто хотели заработать деньги. В основном черпала знания из Интернета. Информации конкретно о парфюмерии, к сожалению, на русском языке мало.
Я не обладаю каким-то необычным обонянием, нет, запахи просто проходят через мое сознание. Даже те, которые раздражают, интересны с точки зрения анализа, хочется разложить их по полочкам и понять, из каких компонентов состоит аромат. Это работа сознания. Как человек, который увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, смотрит и понимает, какую технику при написании использовал художник, он более глубоко оценивает вещь, не как поверхностный наблюдатель, выносящий вердикт - нравится-не нравится. У меня аналогичный подход, но это врожденное, не скажу, что над такой способностью пришлось сильно работать или как-то развивать.
Между парфюмером и художником, да и в принципе любой другой творческой профессии много общего, здесь легко проводить аналогии. Взять, к примеру, идею. Именно с нее все начинается, а не со смешивания красок или в случае с парфюмерами - ароматов. Идея и концепция - первый этап и некий спусковой механизм, который заставляет фантазию заработать. Парфюмерную композицию нужно сначала представить, а потом уже воплощать в жизнь.
Невозможно быть уверенным в конечном результате, это такая тонкая грань... Очень часто даже два компонента, смешиваясь друг с другом, порождают какое-то совершенно интересное звучание, которое трудно предугадать. Можно предвидеть характер аромата, но не его звучание. В работе всегда остается место сюрпризу, некой игре, есть определенная доля неожиданности. Это не должно пугать, нужно давать себе волю, если не выходить за рамки, Шанель №5 никогда не получится. Важно не только строго следовать правилам, но и уметь их нарушать, набираться смелости и экспериментировать, пробовать и ошибаться.
Конечно, у меня было много проб и ошибок. Знаете, это свойственно не только начальному этапу. Опытный парфюмер, работая с компонентами, всегда будет открывать для себя что-то неизведанное, в противном случае застрянет, станет повторяться и производить одно и то же. Новой формуле аромата предшествуют попытки №1, 2... 25.
Парфюмерия - творчество и точная наука одновременно. Чистая математика и тонкий расчет выходят на первый план, когда аромат получился. Здесь ключевую роль играют доли процентов на каждый ароматический компонент. Если выведена формула, повторить ее не составит труда.
Если бы мне предложили создать аромат для определенного исторического персонажа,то это был бы Антон Павлович Чехов. Очень изящный, глубокий, сложный и утонченный аромат для такого мудрого и немного саркастичного человека... Не думаю, что он имел бы успех в современном мире, но было бы довольно интересно над ним поработать. А если бы пришлось дарить из линейки уже созданных ароматов, то духи со снежным барсом однозначно достались бы Курдалагону. Они мне кузней немножко пахнут, кузнечными мехами, запахом жара отдают, кожи.