Махарбек Плиев: «Других вариантов не рассматривал»

21.03.2018 15:08
Махарбек Плиев: «Других вариантов не рассматривал»

 

Имя талантливого танцора, заслуженного артиста России и Северной Осетии, художественного руководителя ансамбля танца "Иристон" СОГУ Махарбека Плиева известно не только в Осетии, но и во всем мире. Университетский танцевальный коллектив под его руководством побывал во многих странах, стал обладателем почетных наград и лауреатом многих конкурсов. А любовь Плиева к народным танцам привилась многим поколениям учеников. О том, как появился "Иристон" и какие этапы становления прошел ансамбль, он рассказал газете "Слово".


- Махарбек Солтанович, Вас по праву можно называть человеком-легендой. И согласно легенде руководить университетским ансамблем молодого танцора Махарбека Плиева в 1975 году пригласил Ахсарбек Галазов, который в тот момент возглавлял вуз. Так ли это было? 

- Нет, это неправда. Я учился в университете на факультете физического воспитания. Окончил его в 1972 году, а спустя два года меня пригласили танцевать в Государственный ансамбль "Алан". Через какое-то время меня призвали в ряды Советской армии, но и там я танцевал в Краснознаменном ансамбле Северо-Кавказского военного округа, став ведущим солистом. Это был очень профессиональный коллектив, и я благодарен судьбе, что мне посчастливилось в нем работать. Когда завершился срок службы, мне предлагали остаться в Ростове, даже квартиру давали, но тогда таких меркантильных мыслей в голове не было.


Вернувшись домой, по определенным причинам был вынужден покинуть ансамбль "Алан". Я ушел и понятия не имел, чем заняться.


Тогда ректором СОГУ был Амурхан Гудиев. Я предложил ему создать ансамбль при нашем университете. Он согласился, но потом его не стало, а Ахсарбек Галазов, который пришел после, был уже против этой идеи. Помню, как собрали совещание, чтобы решить - брать Плиева или нет?


С тех пор прошло 46 лет, а я до сих пор помню слова Олейниковой, прозвучавшие на собрании: "Ахсарбек Хаджимурзаевич, давайте дадим ему испытательный срок - месяц, не упуская его с поля зрения!" Вот так мне и дали возможность проявить себя руководителем. В те времена у нас не было базы, где работать. На Маркуса, в здании физико-математического факультета был маленький зал. Через месяц Ахсарбек Галазов внезапно появился на репетиции. К тому времени в коллективе у меня уже было 24 танцора и я успел поставить три номера. Гала зов посмотрел и молча покинул помещение. Помню, в то время гремел коллектив сельскохозяйственного института, и вдруг появляется еще один ансамбль.


В те времена проходили смотры коллективов. Но когда появился "Иристон", проводить смотры смысла не было. Первое место забирали мы. Помню, мы попросили Галазова прийти и посмотреть нашу программу, но сделать это было нереально. Когда уз навали, что будет выступать Иристон. то пройти в зал было уже невозможно, столько людей в него набивалось. Поэтому наши выступления на смотрах проходили подпольно, и так, чтобы ни кто не узнавал об этом.


- В итоге Галазов оценил Вас? 

- Когда мне дали звание заслуженного артиста Северной Осетии, я зарезал барана, и сказал Ахсарбеку Галазову, что хочу "обмыть" свое звание. Помню, как за столом он, будучи амбициозным, тем не менее встал за тремя пирогами, позвал своих друзей, сотрудников нашего университета и обратившись к ним и к окружающим, сказал, что за всю свою жизнь сделал одну единственную ошибку, не разобрался в человеке и "мне очень удобно извиниться перед этим человеком". Я работал с Галазовым 15 лет. С тех пор второго такого человека в моей жизни не было.

 

- Как развивался "Иристон"?

- Ансамбль каждый год набирал обороты. Помню, что нас не отпускали в Грузию, там в 1978 году проводили отборочный конкурс южной зоны на Всемирный фестиваль народных танцев. Говорили, что "Иристон" опозорится. Но мы все-таки поехали в Грузию, представляли нашу республику. Председателем конкурса там был знаменитый Илико Сухишвили, руководитель академического ансамбля. В результате мы поделили первое место с грузинским коллективом. Помню, меня вызвал Сухишвили и сказал: "Если мы дадим грузинам первое место - это не правильно, если вам дадим, то тоже как-то не поймут". В общем, поделили - это был триумф. Галазов заказал духовой оркестр, который встречал нас во дворе университета.


- Вы с первого дня были уверены в таком успехе ансамбля?

- Я был фанатом танцев. Сейчас, подводя итоги сделанного, я понимаю, что для меня ничего, кроме танцев, не было. Когда я начинал, то не предполагал, что коллектив может взять такую высокую планку. Я не мог этого пред ставить, но то, что я упорно хотел сделать коллектив и при этом с самого на чала стремился действовать не шаблонно - это правда. Сейчас уже люди пресытились разными формами искусства, мало кого чем-то можно удивить, но в то время у меня каждый номер был своего рода спектаклем. Это было чем-то новым, поэтому людям нравилось. Танец "Девушки гор", который сегодня мы снова танцуем, я поставил еще в 1975 году. Раньше же была другая идеология. К примеру, правительственный концерт. Юрий Николаевич Леков без указания Кабалоева (Билар Емазаевич Кабалоев - Первый секретарь Северо-Осетинского обкома КПСС) ничего не мог сделать, приносил ему концертную программу, а Билар Емазаевич особо любил наш ансамбль и спрашивал, есть ли "Иристон", если нет, то просил переделать всю программу концерта.


- Вы сказали, что заканчивали факультет физического воспитания. Каким спортом занимались?

-  Я любил спорт, но великим спортсменом не стал. Занимался легкой атлетикой. Даже взял один раз второе место в республике по бегу на 5 000 метров. Был случай, когда в университет на госэкзамен к нам приехала женщина из комиссии. Взял билет - отвечаю, и вдруг она стала говорить: "Плиев, оставьте это, не мучайтесь. У меня к вам вопрос, вы собираетесь по окончании работать в школе?", я сказал нет, и она ответила, что это огромное счастье. Потом мы как-то работали в Ленинграде, я нашел ее и пригласил с мужем на наш концерт. Ей понравилось выступление. После концерта я попросил ее подождать и затем в разговоре припомнил тот случай в университете, на что она ответила: "Действительно, какое счастье, что Вы не пошли в школу! Как Вы танцуете!".


- А как появилось название "Иристон"? 

- Когда ансамбль набрал форму, то студенческий профком объявил кон курс на название ансамбля, и студент с факультета иностранных языков Олег Томаев предложил назвать ансамбль "Иристон". Помню, что ему должны были дать за это 50 рублей, но, кажется, он долго их ждал. Когда нас где-то спрашивают, что означает "Иристон" в переводе, мы отвечаем - Осетия.


- Ребята, которые занимались тогда, отличаются от тех, кто приходит к Вам сегодня? 

- Конечно, отличаются. Что касается танца, то некоторые артисты в те годы были сильнее. Например, сценическая культура, одежда, мимика были мощнее. Но если говорить о технической стороне, это как "небо и земля" по сравнению с тем, что сейчас, потому что сейчас могут такие вещи сделать, которые мне и во сне тогда не снились. Но ведь ансамбль - это не только танцы, ребята очень много времени проводят вместе. В этом плане то поколение танцоров не то, что знало весь коллектив, а еще и имена родителей друг друга, родственников. 


К сожалению, сегодняшнее поколение во многом другое. При вопросе: "Кто отсутствует?" они иногда отвечают, описывая человека внешне, потому что не знают его имени. Это удивительно, но факт. С другой стороны, раньше была другая страна, другая идеология, другие задачи стояли перед молодежью. Деньги были не самым главным в жизни, главным был облик. Студентов обеспечивали работой по окончании университета, молодежь была в этом плане спокойна. Сегодня выпускники, которые танцуют в ансамбле, на последнем курсе уже "зависают". Человек бы продолжал танцевать, но он беспокоится, что с ним будет после учебы, где будет работать? Он думает только о проблемах. А когда голова загружена, особо не станцуешь. А так нынешние ребята очень одаренные и талантливые, просто другие. Тут еще важное значение имеют гастроли. Раньше с финансированием проблем не было, а сейчас, чтобы куда-то выехать, все упирается в деньги. У коллектива теряется интерес, если он не выезжает.


- Уверены, за 40 лет к Вам поступало много различных предложений, но Вы не изменили “Иристону”... 

- Я вам расскажу, хотя может это и не для публики, я рассказывал это только близким. Но, как говорится, любой секрет через двадцать лет - не секрет. Это опять связано с Галазовым. Когда он стал Президентом, он срочно вы звал меня к себе. Я думал, что он хочет куда-нибудь отправить меня с ансамблем или где-то надо выступить. А Галазов мне говорит: «Махар, я всегда Президентом не буду, пока я здесь сижу, хочу тебе помочь. Назови любую работу, ты мне скажи, я тебя устрою». У меня челюсть отвисла. Я вышел и не мог понять: поймал золотую рыбку, а что делать теперь с ней, не знаю. У меня два диплома, мне достаточно было сказать: «Ахсарбек Хаджимурзаевич, поставьте меня начальником смены на таможне», - и через два дня я был бы там. Сам Президент мне предлагает, а я «заткнулся» и не знал, что сказать. Никогда не рассматривал варианты, на которые можно променять искусство. Это было одно предложение.


Второе, когда я руководил 8 лет концертной программой для иностранных туристов в Сочи. Мне предлагали трех комнатную квартиру, чтобы я перевез свою семью туда, но я подумал, как я оставлю свой «Иристон». Все условия мне создавали, я отказался. В Ленинград меня тоже приглашали. Илья Львович Гафт в свое время хотел меня переманить туда.


- Когда Вы вспоминаете все эти предложения ... 

- Мне плохо становится.


- Вы можете рассказать про ваш трехсотый юбилейный концерт? Когда и где он пройдет? 

- Трехсотый концерт - это не максимальное количество концертов, которые дал «Иристон». Кто-то из зала в начале поразился этой цифре, а я сейчас вам назову точное количество концертов в одном городе, и я думаю, вы меня поймете. В Сочи у нас был подписан контракт на 92 концерта за сезон. Восемь лет подряд 92 концерта для представителей 92 стран земного шара, которые при советской власти посещали город Сочи. Вот теперь 92 концерта умножьте на 8, какая цифра всплывает?


- А почему тогда цифра 300? 

- Так и знал, что вы это спросите. Просто мы хотели придать нашему концерту символичности. А таких трехсотых у «Иристона» было много.


- Расскажите про первый концерт. 

- Первый сольный платный концерт был в Осетинском театре, год не помню. Я тогда сам еще танцевал. В общем, начало было в семь часов, в шесть часов мне говорят - двадцать билетов продано. Я подумал - первый концерт, опозоримся. Через полчаса говорят, что еще что-то продали. А по том мир перевернулся за пятнадцать минут: билеты хватали, ломали двери Осетинского театра. Это был первый сольный концерт.


- Если можно сравнить первый концерт и тот, который предстоит 23 марта...

- Что касается первого концерта, многих танцев тогда не было - это раз. Конечно, те костюмы, которые нам тогда шили - это небо и земля, потому что сейчас под руководством Изольды Гогичаевой шьются совершенно другие костюмы, другие орнаменты. Музыкальное сопровождение тоже разное, сейчас техника дает больше возможностей. Где-то мы ставим фонограмму, где-то живой оркестр. Ну и, конечно же, сама постановка концерта сегодня выглядит интереснее.


- По каким критериям Вы отбираете ребят в ансамбль? 

- К сожалению, конкретных критериев нет. (Смеется) Скоро их вообще нужно будет вписать в Красную книгу. Что касается девочек, естественно, стройные, красивые, с хорошей осанкой, те, которые хорошо танцуют. С ребятами сложнее, последнее время они как-то растворяются.


- Нет желания? 

- Гассиев после своих побед такой бум произвел, что очень много ребят, и мне это нравится, переключились на бокс.


- Часто приходится менять состав ансамбля? 

- Конечно. И это нас убивает. Я в год два раза создаю коллектив. Тому есть определенные причины. У меня свои методы работы, я не говорю, что они хорошие. Помимо того, что ребята должны красиво танцевать, меня интересует еще, чтобы они были воспитанными, знали правила приличия и соблюдали «Ёгъдау», чтобы не зазнавались. Это не так легко. Меня спрашивают, как вы их так легко меняете? Ну, ведь они не скажут друг другу, что не готовы к танцу. Это должен сделать я, сказать: «Мадина, ты поправилась. Ты не подходишь, ты не готова». Я, как хирург: если бояться операции, пациент умрет.


- Очень часто, когда речь заходит о национальных ансамблях, говорят, что теряется душа танца, постановки... 

- Раньше количество концертов было больше, да и спрос был больше, люди столько не видели, не так пресыщены были. Сейчас же все концерты можно посмотреть по Интернету. Что касается души, я говорю об ансамбле «Иристон» - это университетский коллектив. Несмотря на то, что руководитель - я, планку ставит университет. Если я вижу перед собой чуть-чуть заниженную планку, которую мы перепрыгнули давно, ну согласитесь, не то, что зрителю, нам самим не интересно. Здесь очень много моментов, потому что, если нет финансирования, содержать коллектив очень тяжело. Сейчас все очень дорого, костюмы дорогие. Без денег ничего не сделаешь. Мне вдвойне бывает трудно, иногда я сталкиваюсь с тем, что ансамбль, мягко говоря, не так выглядит, как раньше, но это уже не связано с финансами, это связано с тем, что танцоры часто меняются.


- Скажите, по-Вашему, постановки танца должны меняться, или есть какая-то классика, которую необходимо оставлять неизменной? 

- Я очень много танцев поставил, но мое мнение, что в каждой республике должен быть хотя бы один чисто фольклорный коллектив. Те танцы, которые танцевали раньше наши предки, безусловно, нужно сохранить. Но если мы два с половиной часа будем танцевать в том направлении, в котором танцевали раньше, я вас уверяю, поднимется свист в зале. Не потому, что раньше плохо танцевали. Во-первых, начнем с формы. Князья - в белых черкесках, холопы - в черных бешметах. Все. Вот вы представьте, два с половиной часа смотреть на белые черкески и черные бешметы? Во-вторых, раньше было несколько танцев, на них построить концертную программу практически невозможно. Публика уснет. Поэтому нужно считаться с нынешним поколением, что-то нужно обновлять. Я от себя придумываю танцы, и это не типично осетинские танцы. Семь черкесок по бал ладе Гриса Плиева, посвященной семи братьям Газдановых. Это не типично осетинский танец и не фольклорный. Его я придумал. Как и хореографическую композицию «Амазонки». Есть танцы, которым я придаю театрализацию.


- Ждать ли зрителям премьер на предстоящем концерте? 


- Программа пройдет в виде шоу. Публика увидит почти в каждом номере что-то новое. Будет очень интересно.


- Сегодня мы наблюдаем, как другие народы берут наш танец “Симд”, при этом не объявляют его как осетинский танец. Как к этому относиться? 

- Я знаю, что у академического ансамбля народного танца Грузии всегда в репертуаре был “Симд”, и это хорошо. Плохо, когда не объявляют, что танец осетинский. К сожалению, я больше не помню ансамбля, который танцует наши танцы, что плохо. Почему я вам сейчас объясню. Мы танцуем все танцы: Кабардинский, Грузинский, Чеченский, Дагестанский, а почему они не танцуют наши танцы? Меня, как балетмейстера, это раздражает. Почему? Мы же танцуем их танцы.


- А многие ваши ученики открывают свои студии? 

- Легче спросить, кто из моих учеников не открыл... Станислав Козаев («Дети гор») мой ученик, Зарина Мурашева («Арфан»), Зарина Хубаева («Цард»). Все они - мои ученики.


- А есть человек, которого вы можете назвать своим учителем? 

- Конечно, мне в этом плане очень повезло, я танцевал у великих осетинских балетмейстеров. Это Бексолтан Темболатович Торчинов, Заурбек Васильевич Битаров. Наши педагоги в «Алане» были величайшие. Илья Львович Гафт, Иосиф Слуцкер. Это были великие балетмейстеры. Они все мои учителя.

 

 

Автор статьи: Диана ДЖИОЕВА, Фатима ЦОРАЕВА
comments powered by HyperComments

Фермерские возможности

14.11.2018 | 14:36

Сегодня фермер может не просто существовать, а развиваться, участвуя в различных программах господдержки, считает заместитель министра сельского хозяйства республики Казбек Марзоев. О перспективных направлениях развития сельского хозяйства и последующих выгодах наш разговор с заместителем руководителя ведомства.

«Тело, как из слоновой кости, или глаза-сапфиры...»

17.10.2018 | 18:17

Ее стихами уже зачитываются все твои знакомые и в один голос вопят: "Мощь!" Ретро градам необычный стиль на писания стихов не понятен, а молодая и искрящаяся талан том Алета Айдарова, живя в Испании, не очень-то и парится и продолжает творить. О себе, любимых авторах и родном Владикавказе Алета рассказала нашей газете.

Добро пожаловать в мультфильм

17.10.2018 | 11:57

Как же хочется, чтобы сказочный мир, в котором живут наши мечты и фантазии, становился настоящим, пусть и раз в году. Многие думают, что это невозможно, но вокруг нас живут волшебники, которые способны оживить их.

«Живущий» актерской мечтой

17.10.2018 | 11:54

Казалось бы, сельская жизнь не располагает к актерству, но Тамерлан Гуцаев ломает стереотипы. Несмотря на свой возраст, он уже успел попробовать себя в театре, и в кино. В 18 лет на его профессиональном счету роль военного солдата в фильме «Операция Мухабат» и роль Себастьяна в «Двенадцатой ночи» по пьесе Уильяма Шекспира. Созданные им образы отличаются особой глубиной, а его исполнительская манера благородна и мужественна.

Тамерлан Дзуцов « Мы отодвинем Шекспира и будем ставить молодых авторов»

03.10.2018 | 11:49

Накануне открытия первого театрального сезона и премьерного показа спектакля "Фатима " по одноименном у произведению Коста Хетагурова мы поговорили с художественным руководителем , главным режиссером Юго-Осетинского театра и постановщиком "Фатимы " Тамерланом Дзудцовым о том , что ждет театралов по обе стороны перевала.

УСПЕШНЫЙ МАРК

28.08.2018 | 17:06

Всем, кто только начинает заниматься бизнесом и тем, кто хотел начать, но думал, что в бизнесе только умудренные опытом взрослые люди, рекомендовано к прочтению наше интервью с молодым, но уже состоявшимся предпринимателем.

С фотографией на Ты

17.08.2018 | 13:32

Есть такие люди, для которых создавать воспоминания не только профессия, но и призвание. Справиться с этой миссией сможет только опытный фотограф. О том, как пришла в профессию, мне рассказала фотограф Анастасия Осипова.

Мечта рок-н-рольщика

09.08.2018 | 12:54

Лучшая зона комфорта для Алана Макиева - это сцена, а самый верный друг - гитара, без которой молодого музыканта редко встретишь даже на улице. В школьные годы Алан учился в музыкальной школе, но тогда и подумать не мог о том, что подростковое хобби перерастет в серьезную цель - стать узнаваемым артистом. На сегодняшний день авторские песни Алана Макиева разлетаются по социальным сетям, занимают призовые места на республиканских фестивалях, а самое главное - осетинская молодежь подпевает Алану, зная слова наизусть. Совсем недавно музыкант прошел в финал конкурса "Высоцкий. Фест", а на прошедших выходных артиста из Осетии встретила сцена самого большого рок-фестиваля "НАШЕСТВИЕ- 2018". О том, как попал на фестиваль, какие эмоции испытал и как приняла его публика, музыкант рассказал нашей газете.

МОТИВАЦИЯ НА ДЕЛО

13.07.2018 | 13:40

О том, как сегодня создаются условия для комфортного ведения бизнеса, в частности, молодого, наша беседа с министром экономического развития Республики Северная Осетия-Алания Казбеком Томаевым.

Юрий Газзаев: ни один профессионал не скажет, почему не сыграл Дзагоев

05.07.2018 | 16:06

Советский и российский тренер и футболист Юрий Газзаев, в настоящее время главный тренер и генеральный директор владикавказского футбольного клуба «Спартак», высказал корреспонденту газеты «Слово» свое мнение о шансах российской сборной на успех, фаворитах турнира и о возможных причинах, по которым Алан Дзагоев не сыграл с Испанией.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

УСПЕШНЫЙ МАРК

28.08.2018 | 17:06

Всем, кто только начинает заниматься бизнесом и тем, кто хотел начать, но думал, что в бизнесе только умудренные опытом взрослые люди, рекомендовано к прочтению наше интервью с молодым, но уже состоявшимся предпринимателем.

С фотографией на Ты

17.08.2018 | 13:32

Есть такие люди, для которых создавать воспоминания не только профессия, но и призвание. Справиться с этой миссией сможет только опытный фотограф. О том, как пришла в профессию, мне рассказала фотограф Анастасия Осипова.

МОТИВАЦИЯ НА ДЕЛО

13.07.2018 | 13:40

О том, как сегодня создаются условия для комфортного ведения бизнеса, в частности, молодого, наша беседа с министром экономического развития Республики Северная Осетия-Алания Казбеком Томаевым.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

14.11.2018 | 15:03

Барбершопы, или парикмахерские для бороды… да, да, есть и такие и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

17.10.2018 | 10:59

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

АРХИВ

<<< 2018, Ноябрь >>>
пн вт ср чт пт сб вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

АФИША

Элементов нет!