Несравненная Анна
Анна Кабисова хорошо устроилась: завидная участь - делать то, что дико интересно. Повезло? Скорее, заслужила.
На территории Центра современного искусства "Винзавод" в Москве действует групповая выставка "Коллективное сознательное. Диалоги с классикой". Авторы, участвующие в проекте, - стипендиаты Творческого Союза художников России в рамках программы Минкульта РФ по поддержке молодых деятелей культуры и искусства. По мнению организаторов, выставка, в некотором смысле, объективный дайджест мнений поколения, которое будет формировать ближайшее будущее.
Свой взгляд на перспективу отобразила и Анна Кабисова - фотограф из Осетии.
Мало у кого есть внутренние основания для демонстрации своего визуального языка людям. У Анны как раз есть. Повезло? И снова заслужила. Девушка полюбила фотографию настолько, что увидела в ней свое призвание. Она никому ничего не доказывает, разве что себе, с успехом держит фокус зрительского внимания и всегда открыта новым знаниям. Об участии в межрегиональной творческой мастерской, любимом жанре и о том, насколько важна свобода человеку творческому - откровенно газете "Слово".
Я всегда говорю, что фотографию для меня открыл небезызвестный в республике дизайнер, керамист и фотограф Аркадий Хадзарагов. На тот момент я училась в Институте цивилизации. Но, прошло значительное время, прежде чем поняла, что увлекалась фотографией серьезно и хочу в этом направлении развиваться. И в 2010 году поехала учиться в Московскую школу фотографии и мультимедиа им. А. Родченко в мастерскую Игоря Мухина. Это культовый документальный фотограф с мировой известностью.
Все начиналось с так называемой уличной фотографии, мне всегда были интересны репортажные сюжеты, городские мотивы, портрет - уличный или постановочный, неважно. Поэтому, когда раздумывала, у кого учиться, выбрала Игоря Мухина. Конечно, вкусы менялись на протяжении учебы и после нее. На данном этапе больше тяготею к постановочным портретным съемкам. В школе Родченко очень большой перевес в сторону современного искусства - для многих это означает, что фотограф в нем умер, но родился художник, кто-то остается верен себе и продолжает гнуть свою линию. В любом случае, школа - прекрасный опыт.
Стипендиатом Творческого Союза художников России я стала благодаря руководителю Северо-Кавказского филиала Государственного центра современного искусства Галине Тебиевой, которая подала мою кандидатуру на участие в проекте. Суть его в том, что региональные композиторы, художники, театральные деятели, писатели, кинематографисты и фотографы, в том числе, получают в течение года стипендию в размере 20 000 рублей на реализацию творческих задумок. Групповая выставка "Коллективное сознательное. Диалоги с классикой" на территории "Винзавода" стала своеобразным подведением итога проделанной работы стипендиатов, выдвинутых Творческим Союзом художников.
Признаться, думала, что это будет что-то консервативное, но, к моему удивлению и большой радости, глубоко заблуждалась. С нами работала куратор - Диана Мачулина - современный российский художник и арт-критик, которая давала абсолютную свободу в творчестве, с ней работалось комфортно и очень интересно и не было никакой цензуры. Стипендиатам предложили создать работы, каким-то образом цитирующие или соотносящиеся с классикой. Так получилось, что я сделала два проекта на эту выставку. Первый - "Верую во Единого" - проект по концепции, которую я подавала в качестве номинанта на получение стипендии, а второй, созданный в сотрудничестве с куратором, -получил название "Воображая Нартов".
"Верую во Единого" - проект на религиозную тему. Это результат моих размышлений о религиозной самоидентификации людей, проживающих в Осетии. Если говорить конкретнее, то это объекты, которые мы называем святилищами, - одни из которых языческие, другие - православные, а какие-то до сих пор не могут поделить, как, например, часовню "Мады Майрам" в Харисджине. Мне кажется, это настолько красноречиво говорит о нас, о нашем сегодняшнем состоянии. О том, во что мы верим, во что не верим...
Когда задумывался проект "Верую во Единого", мы (я и мой супруг) не долго терзались вопросом, как его снимать. Сама тема подсказала средство. Места, где, по мнению верующих, присутствует Бог, должны быть запечатлены таким же "чудесным образом", каким и является, согласно легендам, появление этих мест. Да, для нас до сих пор чудо весь этот физический процесс возникновения изображения на пленке, который начинается с того, что отраженный от снимаемого пейзажа свет проходит, преломляясь через отверстие камеры, и "ложится" на пленку, покрытую серебром, которое это изображение и сохраняет.
Не менее важной стала задача показать эти места вневременными, как будто вырванными из современности, приблизиться к тому, как они выглядели сто и триста лет назад, ведь наше восприятие сформировано так, что события прошлого мы видим, словно запечатленными на черно-белую пленку. И съемка "по-старинке" позволяет сформировать странное чувство со смешанным восприятием времени - так выглядят эти места поклонения Богу сейчас, так выглядели они и много столетий назад - и в итоге на секунду почувствовать, что времени нет, что сейчас, тогда и потом - по сути одно и то же. Как одно и то же - все самые разнообразные проявления веры в Бога.
В планах показать "Верую во Единого" во Владикавказе. Скорее всего, в ноябре. Это будет уже расширенный вариант выставки. В Москве представлена часть работ, можно сказать трейлер, отрывки. Выбрать из отснятого материала конечный вариант было задачей не из легких, в какой-то степени, это задача даже сложнее, чем снимать. Экспозиция представлена тремя работами - центровая композиция и две - по бокам, нам важно было соотнести их друг с другом, чтобы они сочетались и пересекались.
Проект "Воображая Нартов" представлен четырьмя фотографиями. Он родился совершенно спонтанно. Диана Мачулина видела мой дипломный проект, который я защищала в школе Родченко - это портреты осетин, живущих в Москве. По словам Дианы, ее очень впечатлили лица -такие особенные, фактурные, благородные, красивые. Один групповой портрет напомнил ей картины французских художников-реалистов. И вот она предложила сделать что-то подобное, только уже сознательно отсылающее к классической живописи. Я долго думала и в итоге пришла к тому, что мне интересен Нартовский эпос. Суть проекта в том, что делаю постановку в абсолютно современных декорациях, в современной одежде, просто беря какой-то сюжет или героя. Мне было интересно представить героев эпоса в современности, то, как бы они выглядели сегодня. Я не претендую на историческую достоверность. Это сугубо личное восприятие эпоса.
Получилось, что оба проекта о нашей культуре, традициях в применении их к современности. Насколько мы погружены в культуру, как ее транслируем и что соотносим с традициями? Это исследовательские проекты, в определенном смысле культурологические, которые могут подтолкнуть зрителя к тому, чтобы узнать что-то новое. Это не туристические виды Осетии, а проекты, задающие вопросы: кто мы сегодня, что нас волнует, куда мы идем?
По натуре я человек, жаждущий всего нового, открытый для знаний. Музыка, книги, кино, новые люди, сама жизнь - все это может вдохновить, натолкнуть на что-то. У меня всегда куча идей, хочется осуществить их сразу, но я пытаюсь себя утихомиривать, сконцентрироваться на чем-то одном, дабы не распыляться.
Я очень критична, очень стеснительна и, можно сказать, только недавно стала выходить из своей скорлупы, что-то показывать общественности, творческих фото своих долго не выкладывала, лишь в последнее время почувствовала в себе силы и желание делиться. Здорово, что у меня получается делать то, что нравится. Мне по душе такая жизнь фрилансера. В данном смысле чувствую себя реализованной: могу построить свою жизнь так, как хочу и это радует.
Иногда я пишу, пробую себя в журналистике. За время учебы в школе Родченко обратила внимание на то, что все мои серии почти всегда с текстами. Многие говорят, и я согласна с ними, что фотография должна говорить сама за себя. Но, в моем случае, текст не обязательно описывает фотографию, а скорее, углубляет, как-то с ней взаимодействует. Вижу пока какую-то тропинку в данном направлении. Мне интересно это совмещать, пробовать, экспериментировать и развивать сочетания двух этих медиумов.
Записала Фариза ХАДАШЕВА