"SOUND BROTHERS" от музыки до смерти
Писать и исполнять музыку могут многие. Особенно в наших краях, где что ни ребенок, то талант и самородок. Совсем другое дело - писать и исполнять музыку качественно и интересно. Этим, пожалуй, и отличается группа “Sound Brothers”, которую мне удалось ненадолго оторвать от работы над новым альбомом и "помучить" вопросами по поводу их творческой самоидентификации. Перед моим диктофоном оказались два представителя коллектива: солист и автор песен Ренат Халитов и басиста Алан Дзалаев.
Что вы слушали в детстве и как вообще проходило ваше посвящение в рок-музыку?
Ренат: Сначала старший брат открыл для меня “The Beatles”, “Rolling Stones”, “Led Zeppelin”, “Nirvana”. Отечественные группы - в основном “Кино”, “Алиса”. С этого я и начинал.
Алан: В детстве слушал все, что слушал мой отец. В 12 лет много смотрел канал MTV. Интернета и доступа к другим ресурсам тогда еще я не имел. Таким образом, подсел на “Rammstein”, “Guns'n'Roses”, “Red Hot Chili Peppers” и т.д.
Когда вы впервые услышали группу “Nirvana”, что вы почувствовали?
Р.: “Нирвану” услышал достаточно поздно, лет в 15-16. До этого видел граффити "Nirvana" на стенах домов и не знал, что это за группа. Это был период, когда слушал в основном российскую музыку: “Би-2”, Земфира, “Кирпичи”, ДДТ. И как раз в тот момент впервые услышал Курта Кобейна и понял, что это моя музыка. После этого, наверно, уже не был прежним.
А.: Мне было порядка 12-13 лет, но понял я "Нирвану" намного позже. И мне до сих пор очень сложно описать, что происходило в моей голове, когда стал вдумчиво слушать их песни.
Сейчас, знаю, вы практически не выходите из студии и записываете ваш дебютный альбом. О чем он будет?
Р.: В альбоме в основном поднимается тема несправедливости, страхов и зависимостей. Я не знаю, что каждый человек для себя услышит в песнях, но для меня они именно такие. Альбом о судьбе этого мира. Одна из последних песен (она как раз в духе “Soundgarden”) идет как обращение к создателю (не совсем к Богу, а именно к мирозданию). В песне задается вопрос о несправедливости мира и о причинах страданий всего живого на земле.
В ваших песнях отчетливо видно влияние "сиэтловской гранжевой четверки": групп “Pearl Jam”, “Nirvana”, “Alice in Chains” и “Soundgarden”. Кто из них является вашим любимцем?
Р.: Любимца нет, они меняются со временем, в зависимости от того, что меня в данный момент вдохновляет. Бывает, переслушаешь ранние альбомы и услышишь что-то новое. Сейчас это “Alice in Chance”. Их на данный момент слушаю постоянно. Месяц назад слушал “Soungarden”, и в тот момент они мне нравились больше всех.
А.: Активно слушать гранж стал только в последние месяцы, когда и присоединился к "Саундам". С тех пор сильно подсел на “Pearl Jam”. Последние дни слушаю их постоянно. Это очень атмосферная и умная музыка.
Какие основные проблемы и трудности возникают при написании альбома?
Р.: Мы сталкиваемся с непрофессионализмом, с нехваткой студий. Нет людей, которые занимаются саунд-продюсированием. Считаю, что музыкант должен придумывать музыку, а заниматься записью, сведением и множеством прочих процессов должен специально обученный этому человек со стороны. Мы такого человека не нашли, поэтому приходится самим как-то справляться с этим. Также, конечно, нехватка оборудования является серьезным препятствием, но мы знаем примеры культовых групп, которые справлялись с этим, имея намного меньше средств, чем есть у нас.
А.: Для нас это первый серьезный опыт в записи. И мы активно экспериментируем со звуком. Процесс, конечно, идет медленно, но качественно. И, я уверен, результат оправдает ожидания.
Самая популярная ваша песня -"Crossroad". Ей вы открываете каждое свое выступление. Чем являлась предпосылка к ее написанию и в чем ее посыл?
Р.: Предпосылок не было. Я ее написал еще в Москве. А посыл в тексте таков: "Мы отдаем себя музыке до конца". Там есть фраза "Now welcome to my gig" ("Теперь добро пожаловать на мой концерт"). Из-за нее мы и играем "Crossroad" первой. Это путь, который я выбрал. Отдал всего себя музыке, а не карьере или заработку денег. Участие в написании текста, кстати, принимал известный молодой осетинский писатель Азамат Габуев.
Вы за последнее время выступали и в Ульяновске, и в Ставрополе, и в Москве, и во Владикавказе, конечно. В чем различия между публикой?
Р.: Во Владикавказе отличная и отзывчивая публика. Людям нравятся наши песни. Но люди немного зажаты. Они хотят выплеснуть свои эмоции на концерте, но у многих присутствует некий барьер, который не позволяет им этого. Большое отличие от Ульяновска, где весь зал плясал и веселился. Ну, конечно, по большей части молодежь, которая и представляет нашу основную аудиторию.
А.: Хотелось бы опять же выделить Ульяновск. Когда я стоял на сцене, понимал, что не хочу уезжать из этого города. Там видно, что люди хотят музыки. Во Владикавказе, конечно, публика очень отзывчивая и преданная, но чувствуется снижение интереса к живым концертам. Людей поглощает Интернет.
Вы всегда очень неоднозначно отвечаете на вопросы о жанре, в котором вы работаете. Сейчас для "Слова" вы готовы дать точный ответ?
Р.: Мы не ограничиваем себя рамками жанра. У нас есть множество песен, которые вряд ли можно подогнать под определенное направление. И вообще, когда задумывалась идея “Sound Brothers”, фишка была в том, чтобы не ограничивать себя рамками стиля. А жанр, может, определят критики, если мы хоть немного станем известными.
Алан, вопрос тебе. Каково работать с Ренатом? Ходят слухи, что он тиран. Или его жесткий нрав оправдан вашими творческими успехами?
А.: За эти качества я Рената и уважаю. Он в меру строгий, но в то же время очень веселый. И в коллективе поддерживается состояние некой гармонии, в котором очень приятно работать с утра до вечера, не уставая и не теряя рабочего настроя.
У “Sound Brothers” есть мечта? Что вы должны сделать как музыканты, чтобы можно было просто уйти со сцены с чувством выполненного долга?
Р.: Я не хочу уходить со сцены. Вот моя мечта - всю жизнь хочу заниматься музыкой, даже если это не будет прибыльно или успешно. Хотел бы играть.
Большинство участников группы младше тебя, и не на один год. И невооруженным глазом видно, что ребята берут с тебя пример в первую очередь как с музыканта. Что ты можешь сказать или посоветовать молодому поколению, своим преемникам, которые только начали свой путь?
Р.: Я хочу пожелать заниматься тем, чем вы хотите заниматься. Это самое сложное в жизни, потому что она заставляет нас делать то, что мы не хотим делать. А если бы люди занимались тем, чем они хотят, то мир бы стал намного лучше. Желаю вам понять, кто вы и что хотите делать. Это самое важное. Не слушать никого и прислушиваться к самому себе.