Стрит-арт и герои прошлого
В последние годы в Осетии активно развивается такое художественное направление, как стрит-арт. Молодые художники-граффитисты самовыражаются на стенах городских улиц, пытаясь изобразить различные эскизы, вкладывая в них особый авторский смысл. На улицах Владикавказа все чаще появляются изображения национальных героев, рисунки, связанные с нартским эпосом или индивидуальные абстрактные эскизы. Тенденция набирает небывалые обороты в республике.
Давид Цагараев - один из представителей этого движения, за своими плечами имеющий большое количество работ, написанных на улицах города, согласился нам рассказать о том, как развивался стрит-арт в Осетии, как жители города относятся к этому явлению и как он занимается воссозданием своих работ.
- Давид, ты как опытный художник, уже имеющий большое количество работ, можешь сказать, что сопутствует развитию стрит-арта в Осетии?
- Наверно, запуск развития уличной художественной культуры в Осетии начала команда Z-club. Когда увидел, как они работают и каков масштаб их творчества, то вдохновился этим. Вместе с ними создавал стрит-арты в Южной Осетии, это были первые мастер-классы для меня, и с тех пор начало появляться больше творческих туристов в городе. Например, Константин Август, который рисовал на стенах города изображения листьев; приезжала также команда «Зачем» создавать особые эскизы на стенах города. Однако своим творческим подходом, изображая работы с отрицательным подтекстом, вызвала лишь много споров и негодования жителей. Тогда и возник вопрос о том, что действительно заслуживает называть себя искусством, а что в его тени пытается бить себя в грудь. И даже такое творческое комьюнити, как «Декаданс», которое в современном обществе стало только проявляться, дошло до Третьяковской галереи, и в ней есть работы этих художников. И они считают, что это достаточный повод, чтобы иметь признание и статус, с чем я не согласен. Когда возник инцидент с Уртаевым, то было неожиданно, что народ и СМИ встанут на защиту уличного изобразительного искусства, и на него прольется свет общественности, что также способствовало развитию этой творческой культуры.
- В какой момент в республике начали относиться к уличному художественному самовыражению как к отдельной форме изобразительного искусства?
- По этому поводу можно сказать, что после 2015 года стрит-арт стал развиваться с особой скоростью в его классическом представлении. И, например, такие крупные работы, как портреты Хаджи-Умара Мамсурова и Хаджимурзы Мильдзихова, которые изображены на торце 26-й школы и на улице Ватутина, стали хорошим фундаментом классического стрит-арта, больше напоминающего классицизм, хотя портрет Мамсурова был выполнен в цветной графике, но сейчас более отредактирован. На тот момент это была самая первая работа, поэтому были некие пробы кисти, и это многим не понравилось - изображение на стене 26-й школы. Однако люди в республике все больше признают этот вид деятельности как искусство.
- А как в принципе относятся жители города к такому искусству и какие эмоции это вызывает?
- 90% жителей относятся положительно. Всегда подбадривают, даже помогают, иногда пытаясь накормить художников в процессе их работы. Во время работы над изображением Мамсурова, когда были последние корректировки, абсолютно посторонние ребята помогли собрать лес - строительное сооружение, которое нужно было для завершения объекта.
- Администрация города не запрещает художникам творчески проявлять себя и заниматься стрит-артом?
- У нас такое не практикуется. Бывает так, что должно быть отремонтировано, закрашивается рисунком. В целом, местные власти лояльно относятся к рисункам на улице, живопись всегда поддерживается, и у меня нет никаких разногласий по этому поводу.
- Ранее ты был участником творческого коллектива, именуемого как «Портал», но позже вышел из его состава. Скажи, работа над творчеством дается легче в команде или самостоятельно?
- Конечно, если занимаешься самостоятельно своими проектами. Когда ушел из «Портала», то с души как будто камень свалился, ведь всегда в коллективе возникают разногласия, и по этой причине рождаются споры, которые мешают работе. В коллективе был очень достойный парень - Темболат Гугкаев, с которым я до сих пор общаюсь и с которым мы рисовали такие арт-объекты, как изображение Мамсурова и Мильдзихова, а также работали вместе над арт-объектом Скобова.
- Какие еще художественные задумки ты планируешь реализовать в жизнь?
- Хотелось бы запечатлеть людей искусства, потому что от них идет энергетика творческая, а это как раз то, что не хватает нашей молодежи. Сейчас юбилейный год художника Махарбека Туганова, поэтому хотелось бы изобразить его где-нибудь в уютном местечке, в центре города. Также в планах организовать стрит-арт-фестиваль этой осенью. Я уже говорил с художниками из других регионов России, они готовы посетить республику в рамках мероприятия, нужно будет лишь создать условия.
- Ты сейчас затронул очень интересную тему касательно фестиваля, можешь немного подробней о нем рассказать?
- Это будет в Осетии. Фестиваль уличного искусства, посвященный нартскому эпосу, будет носить название «Нартон». Так как это юбилейный год Туганова, а его образы стали классическими иллюстрациями для нартского эпоса. Мы попробуем обратить внимание творческих гостей на работы и личность Туганова, чтобы художники в этом стиле пытались изобразить героев эпоса или те же самые образы персонажей, только в современной интерпретации. Эти рисунки будут располагаться на въезде в город, стены в том районе заполнены рекламой, и будет неплохо, если на них появятся рисунки.
- Ты занимаешься по большей части рисовкой национальных личностей и персонажей эпоса, а пробовал ли рисовать в абстрактном или каллиграфическом стиле?
- Это вопрос творчества и настроения, когда бывает вдохновение, чтобы написать что-то совершенно необычное. А еще важно учесть, что ты делаешь не просто то, что тебе хочется, как некоторые художники, которые наносят на стены безвкусные надписи. Это подход уместный, когда ты смотришь на здание и понимаешь, что тот или иной рисунок будет гармонично заполнять пространство серой стены. И далее уже вписываешь туда свой эскиз; это может быть текст, это может быть абстракция. Нужно быть в этом отношении чутким и все нюансы учитывать заранее, тогда те, кто это видит, получают настоящее эстетическое удовольствие.
- Есть ли шанс у стрит-арта республики привлечь внимание к своему существованию и чтобы о нем часто упоминали СМИ?
- СМИ уже пишут. Даже случай с портретом Уртаева получился позитивным, когда местные информационные источники писали и говорили об этом. Тогда вся республика недели две говорила об искусстве, и вот это было ценно. Ведь когда люди соприкасаются с прекрасным, то они гармонизируются и морально вылечиваются, становясь добрее. И как раз эту задачу поддерживают СМИ, потому что нужно донести это до массы.
- Что бы ты пожелал молодым и начинающим художникам?
- Всегда нужно руководствоваться высокими человеческими качествами, такими, как нравственность, забота об окружающих. Подлинная свобода заключается в нравственности, и когда человек поступает по совести, то у него нет никаких преград в жизни. Это нужно понять молодому поколению.
Марат Инашвили, студент 3 курса факультета журналистики СОГУ