"Цифры не мое, хочу к детям"
Елена Сергеевна Ленц, учитель истории и обществознания школы №46 города Владикавказа и сама недалеко ушла - имею в виду возраст и внешний вид: стройная, русоволосая, открытая - от своих учеников. В следующем году будет выпускать 11-ый класс, тех самых шестиклашек, которых она взяла как классный руководитель, с которыми вместе училась, приобрела опыт, порой набивала шишки, радовалась победам, переживала неудачи. И которые привели ее к победе в региональном конкурсе «Педагог года -2024» в номинации «Лучший классный руководитель», где боролись за первенство более 40 профессионалов. Конечно, будут слезы, комок в горле, но останется главное: это мой первый выпуск. Первый, значит, самый лучший, самый любимый, самый-самый…
- Елена, это первый конкурс такого ранга для Вас?
- Да, я работаю в школе пять лет, причем в той школе, в которой когда-то сама училась. Директор школы Валентина Григорьевна Газзаева предложила мне поучаствовать, и я согласилась. Конкурсное испытание состояло из нескольких частей. Первая называлась «У меня это хорошо получается». Это рассказ о собственном опыте работы, о применяемых методиках, и как их могут использовать коллеги. Также мы давали мастер-классы, внеклассные мероприятия. Завершалось все публичным выступлением и дискуссией. Для меня победа была неожиданной, но дети меня очень поддерживали, говорили: «Вы – лучшая, не переживайте».
- Молодцы ребята! Но чуть подробнее о методиках. Если у предметников это более-менее понятно, то у классного руководителя не совсем.
- Я презентовала игротехники. В современном мире дети привыкли к Интернету, айфонам, смартфонам, и в обычной жизни им становится скучно. Игротехника – техника ведения игры, это понятно из названия. Ее можно применять и на уроках, и на внеклассных мероприятиях. И носит она не только развлекательный, но и познавательный характер. К примеру, в начале урока я кладу в коробку – у нас такая есть в классе – банковскую карту и наличные купюры. Добровольцу завязываем глаза, и он должен определить на ощупь, что находится в коробке. Когда он отгадывает предметы, я спрашиваю класс – о чем мы будем сегодня говорить? Это может быть финансовая грамотность, а может, экономическая политика Петра Первого. Вроде бы нехитрый прием, но он разжигает интерес к теме. Уверяю, такое начало нравится всем возрастам. Об этом я говорила на мастер-классах. Коллеги подходили, задавали вопросы. Но надо проявлять фантазию – один и тот же подход надоедает. Читаю специальную литературу, изучаю детскую психологию – очень помогает.
- Чем же Вы так понравились жюри?
- Надеюсь, что они увидели мою искреннюю любовь к детям. В работе классного руководителя любовь должна быть на первом месте. Знаете, на конкурсе была очень благожелательная обстановка. Не было конкурентов, все друг друга поддерживали, помогали. Я получила колоссальный опыт и большую мотивацию для работы. А еще уверенность в себе. Ощущение того, что мы делаем важное дело.
- Вы из учительской семьи. Мама Светлана Павловна Ленц – учитель математики, завуч. Бабушка Валентина Михайловна Подорванова тоже все время работает в школе. Перед интервью Вы сказали, что у Вас «учительское» имя. С таким только в школу. Не было вариантов уйти «в сторону»?
- Да нет. После школы я поступила в Финансовый университет при Правительстве РФ по специальности «Финансовый менеджмент». Мама отговаривала, старалась уберечь от трудностей, которых немало на педагогическом пути. Но уже на втором курсе я говорила: «Цифры не мое, хочу к детям». И мама сдалась, поняла, помогла получить второе образование. Выбрала историю и обществознание, потому что история – наука о прошлом, а обществознание – наука о прошлом, настоящем и будущем. Вообще я гуманитарий, хотя по всем предметам училась на «отлично». Мне нравится рассуждать с детьми, слушать их мнение, а у них на все свой свежий взгляд. Я вижу их личностный рост, они взрослеют на моих глазах.
- Вы – молодая девушка. Старшеклассники Вас серьезно воспринимают? С этим бывают проблемы?
- Я не одна молодой педагог в нашей школе. Коллектив обновляется. Что касается Вашего вопроса, то тут как себя поставишь. С первого дня я была Еленой Сергеевной. Никакого панибратства. Соблюдение субординации. «Вы уважаете меня, я уважаю вас» - это наше непреложное правило. Родители признавались потом, что боялись – девочка не справится. А потом поняли, что все зависит от личности, а не от возраста. Дети, конечно, пытаются нарушить границы, но на это поддаваться нельзя.
- Вы – строгий, жесткий учитель?
- Нет. На одном из форумов я запомнила слова актрисы Александры Бортич: "Не бывает трудных детей, есть дети, которым трудно". Я всегда руководствуюсь этой фразой. Если у ребенка что-то не то в учебе, поведении, то с ним что-то происходит, и ему очень нужна ваша помощь. Во что бы то ни стало, надо расположить его к себе. И у меня это получалось, даже когда он закрывался от родителей. Я люблю всех своих детей, близко к сердцу воспринимаю все, что с ними происходит. Они делятся со мной самым сокровенным, и я дорожу этим. Никогда не обсуждаю их личную жизнь. Если вижу проблемы, говорю сначала с ребенком, и только потом, если ситуация вызывает у меня тревогу, с родителями. Мне очень повезло с родителями. Мы были во всех музеях, театрах, выезжали в Пятигорск, Волгоград. Родители доверяют, поддерживают.
- А что говорит Светлана Павловна?
- Мама сначала надо мной смеялась. В первое время я неслась на работу с улыбкой счастья во весь рот.
- Улыбка до сих пор есть?
- Конечно, устаешь, эмоциональное выгорание тоже присутствует. В мае я, как выжатый лимон, но в июле уже начинаю скучать – мне не хватает детей.
- Что может Вас расстроить?
- Если ребенок позволит себе оклеветать учителя. Скорей, из-за недопонимания. Ты говоришь одно, а дома он рассказывает совсем другое, преподносит по-своему. Это расстраивает.
- Поговорим о предмете. История и обществознание, по сути, формируют личность. Пожалуй, по этому критерию они самые значимые в школе.
- Сейчас особенно на учителях истории лежит особая ответственная миссия. Наша задача – донести до детей подлинную историю нашего государства, без искажений. Патриотизм тоже не возникает из ниоткуда. Дети должны знать, как велика и богата наша страна, какие люди в ней жили, какие открытия совершали. Все это вызывает чувство гордости, патриотизма.
- Вы уже сказали, что коллектив школы обновляется. Но есть устойчивое мнение – молодежь в школу не идет.
- Сейчас с приходом Сергея Ивановича Меняйло молодые педагоги получают хорошие надбавки, но это в течение двух лет. Если Вы меня спросите, остаются ли они потом, наверное, скажу, что нет. Многие уходят. Трудно найти контакт с родителями, даже не с детьми. Это первая причина. Второе, бумажная волокита. Для меня это тоже проблема. Ее меньше, но все равно много.
- Авторитет у учителя есть?
- Все индивидуально. Если учитель ведет себя достойно, то да. Если позволяет много лишнего перед детьми, то ни о каком авторитете речи нет.
- Еще один насущный вопрос – репетиторство. Оно нужно? - Если ребенок нацелен сдать ЕГЭ без репетитора, он сидит на уроке, слушает учителя, дома закрепляет материал, то может спокойно сдать экзамен без репетитора. А если половину урока отвлекается, чем-то занимается, не делает домашнее задание, то упускает материал и потом его приходится наверстывать с репетитором. В школе есть бесплатные дополнительные занятия, они были и до распоряжения Сергея Ивановича о создании центров по подготовке к ЕГЭ, но дети не ходят. К примеру, из 40 учеников, которые собирались сдавать общество, ходили 2-3 человека. Школа предоставляет возможность бесплатной подготовки, я много раз говорила об этом на родительском собрании, но, видимо, стереотип – нужен репетитор - работает сильнее. Но не всегда «за деньги», значит, хорошо.
- Перейдем к началу разговора. Трудно будет расставаться с ребятами?
- Очень. Каждого придется отрывать от сердца.
- Будете набирать новый класс?
- Пока не знаю. Хочу в деревню. Может, поеду работать в село.
- Как отдыхаете?
- Йога, прогулки с друзьями, посещение театров, и… корейский язык.
Мила Рамонова
Фото из личного архива Е. Ленц