Учебе все должности покорны

05.10.2021 15:51
Учебе все должности покорны

В современных реалиях для того, чтобы быть хорошим управленцем школы, недостаточно быть просто хорошим учителем. Поэтому на сегодняшний день ключевая фигура школы должна совмещать в себе несколько специальностей: педагог, психолог, менеджер, стратег, финансист. Так, директор школы № 2 селения Ногир Герман Качмазов, с малых лет мечтавший об этой должности, рассказал газете «Слово» о том, как привить детям стремление к учебе, какая из систем образования лучше, и о том, как попал в финал всероссийского конкурса «Директор года России». 

 

- Как Вы стали директором?

- Это было после разговора с тогдашним главой Ногира Аланом Таймазовым в начале 2016 года. В тот момент я уже пришел к тому, что неплохо было бы поработать с детьми и он мне сказал, что есть возможность возглавить школу № 2. С тех пор и укоренилось желание быть директором школы и работать с детьми. 

Как мне рассказала моя учительница начальных классов, что когда-то мы писали сочинение о том, кто и кем хочет стать в будущем; я писал, что хочу стать директором школы. Сам я этого уже не помню, однако, она отыскала эти 

записки.

 

- До того как стать директором, Вы преподавали в школе?

 

- После вуза четыре года работал в Правительстве, куда пригласили трех студентов из моей группы. Около года я преподавал в ГМИ. 

 

- Вам нравилось преподавать? 

 

- Да. Есть различия между преподаванием в институте и в школе. В институте уже, по сути, взрослые люди, какие-то вещи они усваивают быстрее и лучше. А вот дети - это пластилин, из которого мы должны лепить. В этом плане в школе немного сложнее, потому что не всегда получается сделать так, как ты хочешь и на это нужно тратить очень много времени. 

 

- Чем Вас привлекает работа директора? 

 

- Я обожаю эту работу. Каждое утро, приходя на работу, ты не знаешь, что сегодня будет, какой ребенок и с каким вопросом к тебе подойдет. Ты должен быть все время начеку. В моей практике были такие моменты, что тебе кто-нибудь из детей может задать такой каверзный вопрос по предмету или касаясь жизненных ситуаций, на который сразу и не получится ответить. Поэтому необходимо много читать. Директор – это директор, учитель, завхоз, менеджер, все в одном лице. Благодаря этой должности человек всесторонне развивается. Если он хочет быть квалифицированным сотрудником, необходимо расти. Дети - это будущее. И от того, какие усилия мы будем прикладывать для их воспитания, зависит наше с вами будущее. Далее идет работа с педагогами, она нелегкая. Каждый человек по-своему уникален, директор как руководитель должен найти подход к каждому. 

Властным тоном ничего не решить, необходимо беседовать. На совещаниях мы вместе находим оптимальное решение для той или иной проблемы. Сейчас я стараюсь, чтобы грань между директором и учителем стиралась, мы все здесь педагоги и все нацелены на решение главных задач – это воспитать детей и дать им хорошее образование. 

 

- За пять лет Вашей работы какие важные изменения произошли в школе?

 

- Возьмем, например, городские школы, каждый ребенок имеет возможность заниматься дополнительным образованием, рядом есть спортивные школы, дополнительное образование. В селе намного сложнее. Хотя недавно здесь появился спорткомплекс. Здесь, в школе, раньше особо не было представлено дополнительное образование, сейчас же у нас есть шахматная школа, дети выигрывают не только республику, но и занимают призовые места и на России – это уже хороший показатель. Если я не ошибаюсь, то в 2017 году наша школа была первая в районе, где открылся кружок робототехники. Наша гордость - волейбольная команда, с которой мы уже выезжаем на Россию и занимаем призовые места. В этом году мы открыли кадетские классы; в республике всего 15 школ, где есть такие классы и мы тоже вошли в число этих школ. Думаю, что в дальнейшем мы покажем хороший результат и в образовательной части тоже. Наши дети принимают участие в научных конкурсах: муниципальных и всероссийских. Виктория Качмазова в этом году в Москве заняла первое место на научном конкурсе. Я думаю, это не последние представители нашей школы, которые будут выезжать за пределы республики. Что касается образовательного процесса, то и здесь есть продвижения. Учителя всегда хорошо работали, мы нацелены на определенные результаты на олимпиадах и ЕГЭ. Мы продолжаем идти к своей цели. 


- Расскажите о планах на будущее. Как школа №2 выглядит в Ваших мечтах?

 

- Надеемся вывести на более высокий уровень наши достижения по внеурочным занятиям, второе – вывести олимпиадное движение школы в нужное русло. У нас, к сожалению, бывает мало олимпиадников, вышедших на региональный этап. Наша первостепенная задача на ближайшие пару лет – повысить количество участников, которые выйдут на региональный и всероссийский этапы. Делать какие-то долгосрочные планы в условиях эпидемии очень тяжело. 

Надеемся когда-нибудь встать на капремонт и эта школа, по идее, должна стать образцовой не только для села и района, но и для всей республики. В моих мечтах, чтобы дети сами хотели получать образование, чтобы у них было стремление. Сегодня информация в шаговой доступности в Интернете, однако память у ребенка не развивается, он не тем загружает свою голову. Я надеюсь, что в будущем школа научит ребенка мыслить, будет развивать его личность. Если сегодня мы не научим ребенка думать, осознавать какие-то определенные вещи, отвечать за свои поступки, то завтра он как личность не состоится. А я хочу, чтобы выпускники нашей школы в будущем стали высококвалифицированными специалистами, состоялись как люди. Мы говорим, что сегодня век цифровизации, технологии, но хотелось бы, чтобы был век человека. 

Что касается самого здания, желательно, чтобы здесь были все ресурсы: бассейн, весь необходимый инвентарь для легкой атлетики. Хочется превратить школу в мини-городок: чтобы ребенок мог до вечера спокойно здесь находиться, а родители знали, что их ребенок в надежных руках. 

 

- Как Вы оцениваете современное образование?

 

- Я всегда был приверженцем советского типа образования, потому что результаты всегда были налицо: мы первые полетели в космос, у нас были шикарные инженеры, хорошо развивалась промышленность. Школа советского периода и современная школа – это вещи несопоставимые, ибо время идет. Сегодня необходимо взять все самое лучшее из советского образования и внедрить это в современную школу. Если мы внимательно рассмотрим федеральные государственные образовательные стандарты, то становится понятно, что в какой-то степени это взято из советской школы, где важным было трудовое воспитание. 

В современной школе ЕГЭ играет положительную роль, сейчас ребенок, учась в школе в селении Ногир, сдав эти экзамены, имеет возможность поступить в любой вуз нашей страны, не выезжая за пределы республики, отправив свои результаты в желаемый вуз. В советской же школе ты должен был выехать и сдавать вступительные экзамены. Однако тут теряется другое: если в советской школе мы умели отвечать, рассуждать, писать, то сегодня у детей есть возможность просто выбрать правильный ответ – экзамен не дает ребенку возможность рассуждать, а это один из самых важных факторов образования. Однако сейчас в Единый государственный экзамен вносятся некоторые изменения, благодаря которым мы можем увидеть, рассуждает ребенок или нет. 

 

- Что по-Вашему важнее - образовательная или воспитательная работа?

 

- На мой взгляд и взгляд многих специалистов – это неотделимые вещи. К примеру, как говорил художественный руководитель ансамбля Моисеев, цивилизация, технологии, автомобили, оружие – все, что нас окружает, должно следовать за культурой. А культура это что? Это тоже воспитание определенных человеческих качеств. Если цивилизация опережает культуру – это пагубно. Культура должна идти впереди. Воспитание – это основной фактор. 

 

- В вашей школе много молодых преподавателей?

 

- У нас не очень много молодых учителей. В советский период было так: ты отучился пять лет и далее три года работаешь в школе по контракту, сегодня этого нет. Есть голод в кадрах. Студенты, закончившие пединститут, не хотят и не готовы идти работать в школу из-за многих факторов. Мы стараемся принимать молодых специалистов. У меня заместитель по хозяйственной части молодой человек, он и труды преподает; учителя английского языка - молодые. Но есть другая сторона медали: тот молодой специалист, который придет в школу, не обладает багажом знаний, который есть у более опытного учителя. 

 

Когда-то мы работали по такому плану, я обратился в институт, чтобы они своих специалистов присылали к нам на стажировку. Бывает так, что учитель заболел, но если у него есть стажер, которого он в течение года обучает, мы можем в любой момент вызвать этого стажера и попросить, чтобы он замещал уроки. 

 
- Перейдем к конкурсу «Директор года России», расскажите о нем, что он из себя представляет?
 
- Этот конкурс вводится для того, чтобы создать определенный кадровый резерв управленцев в области образования, чтобы увидеть новые разработки в сфере управления и образования. Конкурс, по сути, новый, мы будем первопроходцами. Сам конкурс состоит из двух этапов. Первый -  заочный, мы должны были загрузить свое портфолио в электронном виде: наши достижения, грамоты, конкурсы. Второй этап - это тестирование, нам дали один час, в течение которого мы должны были ответить на 40 вопросов. Вопросы касались разных направлений, начиная от финансовой части, заканчивая педагогикой. Нельзя сказать, что вопросы были легкие, но, работая здесь, со многими вопросами мы сталкивались на практике. Со всей страны участвовало 700 человек, и в финал прошли 30. Для меня это было неожиданностью, потому что в конкурсе участвуют директора со стажем более 5 лет, у них колоссальный опыт, колоссальные знания. Честно, я не рассчитывал, что пройду, однако получилось, и  очень рад этому. Если мы не выиграем или даже не войдем в 10-ку или 5-ку лауреатов, мы получим огромный опыт. Далее начнется очный тур. Первый - «Формула успеха» - состоит из двух частей: это видеоролик, визитка, нам будут даны определенные темы и мы должны сделать видеоролик; затем выступление в формате TED, нам также будут даны определенные направления и мы должны выступить в формате TED. Далее идет стратегическое мышление, потом мы должны будем с учителями той школы, где будем находиться, провести педагогический совет. Стратегическое мышление: за три часа участник должен со своей командой дистанционно (мои завучи здесь, а я там) разработать проект по решению проблемы той или иной школы, думаю, это будет нелегко. Пока мы не знаем, какая будет проблема и как ее решать. Пятерке, которая дойдет до конца, предстоит в течение часа отвечать на вопросы родительского, образовательного, педагогического сообществ. 
 
- Что помогло Вам дойти до финала?
 
- Главное -  это поддержка моих родных, второе - поддержка моего коллектива, третье – практические знания, которые я получил здесь, работая на должности директора, и те знания, которые я получал от своих коллег-директоров, завучей, с которыми  работаю и общаюсь.
 
- В случае победы, что Вы сделаете в первую очередь?
 
- Позвоню домой и скажу, что у меня все получилось. Обычно я очень спокойно реагирую. Внутри всегда радуешься, но внешне стараюсь не особо показывать.
 
- Насколько важны подобные конкурсы? 
 
- Они не просто важны, они необходимы. Каждый директор, каждый учитель имеет определенные умения, навыки, методики, и он их должен где-то показать.  Дух соревнований должен быть. Он дает возможность профессионального роста как для учителя, так и для директора. К примеру, конкурс «Учитель года» - это профессиональный рост, общение с коллегами из других регионов. Круг общения расширяется в масштабах всей страны. 
 
Артур Габуев
 

 

Препарация фейков, или как социальная инженерия управляет массами

05.04.2024 | 10:25

Россия уже долгие годы ведет непростую борьбу в информационном поле. Недружественные страны постоянно придумывают все более и более изощренные способы, чтобы дискредитировать наше государство в глазах мировой общественности, посеять панику внутри государства, тем самым дестабилизировать ситуацию в стране.

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

Как обезопасить себя и защитить свою недвижимость от мошенников?

28.02.2024 | 14:42

Об этом в своем интервью рассказала заместитель руководителя Управления Росреестра по Северной Осетии Алана Течиева.

Далеко идущие планы ардонского предпринимателя

27.02.2024 | 14:02

За тот временной отрезок, который отделяет нас от момента перехода экономики нашего государства на «капиталистические рельсы», произошло немало перемен - как в общей ментальности наших соотечественников, так и в том, насколько они смогли адаптироваться к объективным реалиям новой эпохи. В значительной степени претерпел изменения и их подход к ведению бизнеса - он стал гораздо более социально ориентированным.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Герой России с позывным Кан: Когда есть ради чего возвращаться домой – всегда выживешь

04.08.2023 | 11:22

Командир казачьего батальона "Сибирь" Олег Ликонцев (позывной Кан) стал первым казаком-добровольцем, которому присвоили звание Героя Российской Федерации.

Заурбек Кумалагов: «Мы готовы бороться за каждую жизнь»

25.07.2023 | 15:15

Не работа, а образ жизни. Следователи раскрывают дела разной степени сложности и занимаются поимкой преступников, а также выполняют большую аналитическую работу, чтобы доказать виновность подозреваемого. На то, что мы видим в кино, реальная картинка не совсем похожа, за каждым расследованием стоит напряженный график и тщательная проверка доказательств. А потом еще и перепроверка, причем, с холодной головой. Об особенностях опасной профессии, экранном образе и изворотливых преступниках газете «Слово» в преддверии профессионального праздника рассказал руководитель отдела криминалистики Следственного управления Следственного комитета РФ по Северной Осетии Заурбек Кумалагов.

Сила семьи

07.07.2023 | 12:02

В обществе давно прижился стереотип, что быть многодетной матерью – это тяжело, ведь количество забот и размеры финансовых затрат увеличиваются в несколько раз.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Препарация фейков, или как социальная инженерия управляет массами

05.04.2024 | 10:25

Россия уже долгие годы ведет непростую борьбу в информационном поле. Недружественные страны постоянно придумывают все более и более изощренные способы, чтобы дискредитировать наше государство в глазах мировой общественности, посеять панику внутри государства, тем самым дестабилизировать ситуацию в стране.

Сослан Фидаров: С Путиным у России есть будущее - уверенное и свободное"

19.03.2024 | 16:32

Сослан Фидаров популярен и известен уже давно. Сначала по ярким ролям в кино, затем когда одним из первых российских артистов оказался «за лентой», где с оружием в руках отстаивал интересы родной страны.

Горы любят, когда о них рассказывают

01.03.2024 | 10:57

Как красиво, а главное, со знанием дела рассказать о самых живописных уголках Северной Осетии? Развивающийся в республике туризм требует новых знаний от гидов, убежден Роберт Баскаев - единственный в своем роде гид, получающий геологическое образование.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Апрель>>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930