"Я - ПЛАСТИЛИН"
За непродолжительное по газетным меркам время - это уже третья встреча с актером Сосланом Фидаровым. Во-первых, в беседе с ним сложно поставить точку, во-вторых, всегда находится повод - то новая роль в очередном фильме, то благородный поступок в виде перечисленного гонорара в помощь жителям Донецка. Вот и сейчас Сослан рассказал "Слово", что не так с "Тэли и Толи", почему он "пластилин", в каком случае "кина не будет" и кем бы стал, не будь актером.
"Если пойму, что сыграл гениально, это будет крах моей профессиональной деятельности.
Надо всегда ставить планку выше, каждый раз достигать ее, работать и учиться.
Только так."
Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что занимался бы военным делом. Согласен, совершенно параллельные профессии. Ну, нравится мне и все тут. Этим, наверное, можно объяснить тягу к военным фильмам и ролям. К великому сожалению, не довелось служить в армии -сначала отсрочка из-за учебы, потом из-за работы, а там глядишь - мне уже 27! Была бы возможность отмотать время назад, непременно бы вступил в ряды вооруженных сил.
Кое-что из военной жизни узнал, благодаря сыгранным ролям. К примеру, что в окопе теплее, чем на поверхности. Очень много тонкостей, которые "воруешь" из кино. Этот процесс наоборот тоже реален, когда какие-то свои знания привносишь в кино.
В "Щуку" попал благодаря Бимболату Ватаеву. Когда заканчивал первый курс актерского факультета СОГУ, на экзамен пришел Бимболат Заурбекович и спросил, не хочу ли поступить в Щукинское училище? Помню, чуть сознание не потерял от радости. В планах у меня было окончить наш актерский и обязательно продолжить учебу в Москве, а тут мечта могла сбыться гораздо раньше. Конечно, я согласился, даже не думал, отпустят дома или нет, сбежал бы в противном случае.
Трудно долго существовать вне съемок, через определенный промежуток времени просто жизненно необходима инъекция в виде сцены. Если я не в кадре и не на сцене, все равно продолжаю работать над собой. Могу, допустим, в общественном транспорте закосить под дурачка, проехаться в метро без билета, прикинуться бомжем в электричке. Это образ, я вхожу в него и верю в то, что делаю. Окружающие, судя по всему, тоже верят, пятятся и шарахаются от меня. Приятно!
Многие актеры рано или поздно, а чаще с приличным багажом сыгранных ролей, пробуют себя в качестве режиссера. Мне часто задают вопрос: "Не хотелось бы попробовать свои силы по другую сторону актерской профессии?". Скажу так - пока не вижу для себя таких перспектив, но тему окончательно не закрываю. Просто не хочу быть режиссером посредственным, нужно дорасти, этому ремеслу надо учиться.
Зритель - самый верный критик, нельзя сфальшивить, он видит многое, его не обманешь. Но даже если зритель в восторге, я могу быть не совсем доволен своей работой. Всегда, когда пересматриваю картину, вижу какие-то недочеты. Вот если пойму, что сыграл гениально, это будет крах моей профессиональной деятельности. Надо всегда ставить планку выше, каждый раз достигать ее, работать и учиться. Только так.
Мой мастер в училище никогда меня не хвалил. Ты хоть тресни, вывернись наизнанку, сыграй как в последний раз, а он всегда говорил только две вещи - достойно или ужасно, но чтобы по головке погладил или сыпал комплименты, такого не было. И это правильно. Сейчас я это понимаю.
Практика - это опыт, чем больше работаешь, тем большим профессиональным премудростям набираешься. Для меня важен опыт, не может человек в институте всему научиться. Но и с опытом и обилием работы нельзя забывать об учебе.
Наши преподаватели Щукинского училища раз в квартал летали в Америку, чтобы преподавать актерское мастерство таким звездам Голливуда, как Аль Пачино, Роберт де Ниро. Там высоко ценится русская школа, система Станиславского и Михаила Чехова.
Иногда очень жаль бывает войти во вкус какой-то роли, а съемки уже подошли к концу. Это как управлять спортивным автомобилем, разгонишь его, летишь и в какой-то момент трасса заканчивается, но тебе уже трудно остановить автомобиль на скорости... Бывает тяжело понять, что на этом все - съемки закончены, нужно отойти от персонажа и включаться в другие роли. Нужно уметь подходить к этому вопросу правильно.
Что меня в первую очередь соблазняет в работе? Сценарий, режиссер, актерский состав, обязательно в этот список добавлю гонорар. Не буду обманывать и говорить, что он не имеет значение. Имеет. Я хочу работать и хочу зарабатывать, не вижу в этом меркантильности, исключительно здоровая позиция для любого молодого человека. Все важно вкупе. Партнер на сцене и съемочной площадке очень важен для меня, это как пинг-понг, я должен перестреливаться с ним взглядом, понимание должно быть.
На составные части разбираешь своего героя, потом, как пазл, собираешь в единую картинку. Я могу на улице, увидев интересного, неординарного человека, остановиться и наблюдать за ним, перенимать какие-то навыки. Довольно увлекательное занятие - следить за поведением другого человека, по взгляду пытаться понять, о чем думает, чувствует, что у него в уме и на душе.
Соглашусь, не совсем правильно сниматься одновременно в нескольких фильмах. Я это делал, работал в трех сериалах сразу. В идеале, конечно, хорошо, если снялся в одной картине, пришел в себя, начал работать над другой. Но не в российском кино. Это реалии Голливуда, где гонорары одного фильма позволяют не работать там-там-там. Еще одна причина -сегодня мы все куда-то торопимся, спешим, иной раз не дают возможности переснять непонравившийся дубль, просто говорят: "Нет времени, есть график и ему надо соответствовать". В этот момент понимаешь, что не растратил себя как хотел, идешь на другую картину и там начинаешь себя "добивать" до конца.
Берешь сценарий, читаешь и почему-то, если персонаж с Кавказа, то обязательно с золотыми зубами, усами, в спортивном костюме "Adidas", кепке - "аэродром" и черных туфлях. Что за стереотипное мышление?! Да не живут на Кавказе одни террористы, насильники, наркоманы, воры и т.д. Что вы думаете, что у нас не было героев? Те же братья Газдановы, Исса Пли-ев, элементарно почитайте Википедию. И вы откроете для себя довольно много героев, о которых можно и нужно снимать фильмы.
Благодарен судьбе, что свела меня с такими мэтрами кинематографического искусства, как Никита Михалков, Павел Лунгин, Федор Бондарчук. Я двумя руками "за", чтобы они снимали кино. Но есть и другие режиссеры, которые элементарно не знают, что делать с актерами на площадке и думают, что если собрали приличный костяк актерского состава, можно расслабиться. Спрашиваю как-то такого "режиссера", как сыграть сцену, он: "А почему ты меня спрашиваешь, я не знаю. Ты как сам думаешь?" Понимаете, я "пластилин" на площадке, вы должны лепить из меня. Когда на заводе делают деталь, ее вытачивают для того, чтобы она встала на свое место и заработал весь механизм.
"Пластилином" быть не сложно. Не должно быть сложно, ты же актер. Но при этом на площадку нужно приходить со своими идеями и наработками. Всегда. Как показывает практика, если актер не предлагает варианты режиссеру, да, он его отснимет, но второй раз уже не позовет.
Чтобы вжиться в роль, актеры худеют, толстеют, берут уроки конного мастерства, техники боя, работают официантами, если того требует роль, иной раз лишают себя чего-то. Я не исключение. Для полного соответствия с прописанным по сценарию героем мне необходимо было поправиться на 20 кг. Вы не представляете, каких усилий это стоило. Ел все подряд круглые сутки, буквально запихивал в себя пищу в огромном количестве. Роль была моя, за три месяца удалось набрать целых 17 кг.