Гайто Газданов во Владикавказе
Размышляя над заголовком статьи и стараясь подобрать что-то оригинальное, яркое, вдруг меня осенило: а ведь то, что неповторимый, удивительный Газданов в столице Северной Осетии, которую он и не знал, так как родился в Санкт-Петербурге, но откуда был родом его отец, это уже самое оригинальное, яркое, трепетное и дорогое, что можно только себе представить. Кстати, об этом на пресс-конференции с участием народных артистов России Евгения Князева и Владимира Уварова и молодого режиссера театра им. Е. Вахтангова (Москва) Аси Князевой для республиканских СМИ сказала заместитель министра культуры РСО-Алания Залина Кусаева. «Это глубокое уважение к народу, который высоко чтит писателя и считает его своим». И свидетельство этому - аншлаги в зале Русского академического театра им. Е. Вахтангова 10 и 11 апреля, когда на сцену опускалась таинственная парижская ночь и оживали обитатели - призраки этого великого города.
Страшное слово – «эмиграция». Казалось бы, Европа, свобода, спасение от «красного» террора, а тоска такая, что жить невозможно. Ее не заесть, не запить, не «загулять», она съедает тебя изнутри, опустошает и разрушает. Как удалось Гайто Газданову, эмигранту первой волны, ставшему великим писателем наряду с Иваном Буниным и Владимиром Набоковым, остаться человеком? Непонятно. Наверное, какой-то внутренний стержень, корни предков, жизненная философия, природная мудрость, спасительный юмор и… молоко вместо всех напитков мира, которое любил Газданов. И все это удалось передать будущему актеру, а ныне студенту четвертого курса Театрального института имени Бориса Щукина (художественный руководитель курса – заслуженный артист РФ, кандидат педагогических наук Михаил Семаков) Александру Колясникову, который буквально на протяжении без малого двух часов своим актерским и человеческим обаянием, завораживающим голосом приковал к себе зрителя, впрочем, ничего для этого специально не делая. Работая даже без грима, как бы сказала молодежь, на расслабоне.
Ну вот, преамбула имеется, а теперь все по порядку. Как мы уже сказали, 10 и 11 апреля во Владикавказе прошло знаковое культурное событие – «Большие гастроли» знаменитой «Щуки», организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации. А именно в рамках студенческого направления программы был показан спектакль «Ночные дороги» по одноименному роману Гайто Газданова. Режиссер и автор инсценировки Ася Князева.
Спектакль посвящен 120-летию со дня рождения Гайто Газданова, большого мастера повествовательного жанра, автора глубокого, для кого-то жесткого, для кого-то сентиментального, обладающего «своими» слогом и стилистикой. Как Ася пришла к роману? «Я не знала Газданова, да и со студентами никогда не работала, - признается режиссер. – Это руководитель курса Михаил Петрович Семаков мне предложил. Я прочитала роман и поняла, что хочу его поставить. Газданов – неоднозначный автор, он ни на чем не настаивает. А еще он – романтик, причем, ему удалось сохранить в себе это качество, несмотря ни на что. «Ночные дороги» - не столько об эмиграции в прямом смысле этого слова, сколько об эмиграции души человека, о чувстве одиночества.
Широкая публика познакомилась с философским, пронзительным творчеством Газданова в 90-е годы. На это были причины – писатель работал на радио «Свобода». Но, как и всем эмигрантам, ему пришлось сменить много профессий. В довоенные годы он колесил по Парижу ночным таксистом, и вот тогда и увидел всю изнанку красивой и манкой столичной жизни. Заметки таксиста и легли в основу одного из самого известных его произведений «Ночные дороги». Проститутки, сутенеры, алкоголики, фанатики, сумасшедшие – кто они, вылезающие из домов по ночам и бредущие по дорогам? Куда они едут, по пути ли им с тобой? Но, как отметил, режиссер, они все равно хотят жить, они пытаются смеяться, относиться с юмором к жизни. Вот и я посоветовала студентам подойти к этому непростому материалу с юмором». Отсюда - гротеск, отсюда - острый, кричащий грим всех персонажей, и только Газданов в своей кепке и со своим лицом.
Если уж говорить о впечатлениях о постановке, кстати, само произведение можно назвать романом-впечатлением, то стоит упомянуть о паре-тройке режиссерских находок. Ася находит роман очень кинематографичным, отсюда чередование мизансцен через определенную паузу, а еще использование эффекта перематывания назад кинопленки – очень символичный прием. Декораций минимум: пианино – барная стойка и стулья, пустые стулья, которые как бы подчеркивают чувство одиночества и сиротства.
Актерские работы – интересные, много находок, фишек, акцентов. Но, помимо Александра Колясникова, обязательно надо отметить Владиславу Басову, которая воплотила образ трагичной и мистической, великой и глубокой Жанны Ральди, проститутки, бывшей «королевы» Парижа. Ах, этот взгляд, этот магический голос, эта походка – непередаваемый восторг от работы студентки. Она полностью слилась со своей героиней, прожила с ней и умерла с ней. Браво! Опять же возвращаемся к режиссеру. Ася сказала, что героев выбирала интуитивно, вот так увидела их на одном из уроков и все. Браво! Точное попадание в цель.
«Меня всегда радует смелость молодой режиссуры, когда она достойно воплощает в жизнь такой материал. Ася почувствовала поэзию слова Газданова, передала ностальгию, страдания уехавшего человека. Она не побоялась гротеска, ярких форм, но не ушла в пошлость и позерство. А наоборот, через взгляд автора, спокойный, даже расслабленный, я почувствовал трагедию этих людей», - поделился своим мнением художественный руководитель Русского театра, народный артист РФ Владимир Уваров и выразил надежду, что Ася Князева поставит спектакль и на сцене нашего театра. Он назвал волнительными все эти события, происходящие в театре, потому что сам – «щукинец», «вахтанговец», и «все мы дышим в одном направлении».
Интересно было узнать и мнение ректора Щукинского училища, народного артиста РФ Евгения Князева, который прибыл во Владикавказ с замечательной миссией, о которой мы расскажем чуть позже. «Гайто Газданов – уникальный писатель. Он никогда, живя самую трудную жизнь эмигранта, не позволил себе ни одного плохого слова в отношении своей малой и большой Родины. Он увез с собой свой язык и никогда ему не изменил. Газданов многие годы писал фактически в стол, он прошел через страшное забвение, но не обозлился, не опустил руки. Какая же сила воли была у этого человека!». Евгений Князев поведал о своей мечте – увидеть литературный музей во владикавказском доме Гайто Газданова.
И вот тут самое главное: прошел второй этап целевого набора абитуриентов для обучения на актерском факультете Театрального института им. Б. Щукина. Из 40 человек во второй этап прошли 16 человек, из них отобрали шесть счастливчиков. Но Евгений Владимирович просил оповестить, что нужны еще 2-3 мальчика. И если таковые найдутся, то их кандидатуры рассмотрят дополнительно! «Конечно, таланты есть. Но при отборе абитуриентов очень опасно давать какие-то гарантии безудержному таланту. Потому что за талант иногда принимается индивидуальность, а дальше она может и не развиваться никуда, и тогда ты ошибся. Есть ли у них трудолюбие и терпение, ведь актерская профессия – жестокая. Мы готовы взять молодых людей, но сначала мы спрашиваем, готов ли их взять театр, ведь они идут на целевое обучение, чтобы окончив институт, вернуться обратно», - отметил Евгений Князев.
Да, это великолепный шанс для нашей творческой молодежи не только проявить себя, но и впитать все те знания, атмосферу, настрой одного из лучших театральных вузов России. Пожелаем им успехов и смелости.
И еще, на минуточку вспомним два важных дня. Да, теперь он точно вернулся. Мы даже увидели Гайто как бы наяву. Он вернулся и теперь уже никуда не уйдет. Мы его почувствовали и приняли, вот что значит волшебная сила искусства. А он ощутил, впитал родину своих предков. И остался. На страницах своих книг, в памяти своих многочисленных почитателей.
Мила Рамонова
Фото: Пресс-служба Минкульта РСО-Алания