История всегда за правду

30.03.2021 14:29
История всегда за правду
В жизненной системе координат Залины Владимировны Кануковой нет доминант – семья и работа занимают одинаково лидирующие позиции. Она уж точно знает, как соблюсти равновесие в семье и обществе, при этом умело балансируя между наукой, педагогической и общественной деятельностью и управлением институтом. Роль женщины в обществе не раз становилась темой ее научных исследований. В женщине скрыта невероятная сила и безмерные возможности - убеждена Канукова - история тому в подтверждение. Об этническом ренессансе, защитном механизме национальных традиций, о том, что не сложно «не вестись» на провокации, когда знаешь историю, а также немного о личном - наш разговор с доктором исторических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РСО-А, директором Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева Залиной Кануковой. 
 
 
- Наука требует полного погружения, речь о серьезных временных затратах, исследовательской работе, по сути, наука – это алтарь. Какие жертвы лично Вам пришлось на него возложить? Или обошлось? 

- Осознанных жертв не приносила, сначала меня вел один интерес, затем другой. Скажу сразу - никогда не было цели стать научным деятелем или вообще каким-то деятелем. Наверное, просто так сложилось, но пожалеть о выбранном пути не пришлось и, надеюсь, уже не придется. В науку меня привел известный ученый с мировым именем - Тамерлан Александрович Гуриев, который преподавал на филологическом факультете в то время, когда я училась на историческом. Он увлекал в мир науки, давал интересные задания, многие из которых, кстати, до сих пор не сумела выполнить. Потом была стажировка в МГУ, тогда были такие правила - только через год стажировки можно было поступить в аспирантуру. Кстати, хорошая и оправданная была практика, этот год очень многое мне дал - подготовку на самом высоком уровне и четкое понимание, что останусь в науке.
 
 
- Почему привлекло именно осетиноведение? 

- Очень давний, почти детский интерес. Правильнее было бы сказать, что мне всегда было интересно осетиноведение. Бабушка много читала; когда читать ей уже стало трудно, она просила меня. Дома всегда было много литературы, отец приносил книжные новинки, практически все новые издания были у нас дома. С детства помню книгу Бориса Калоева «Осетины» и книги Ахсарбека Магометова. Мне никто не говорил, садись и читай, но когда на стол клали книжку - это означало, что на нее надо обратить внимание. Поэтому, наверное, совершенно естественно выбор пал на изучение осетиноведения.
 
 
- Так сложилось, что гендерные весы во всем мире склоняются в сторону женщин. В поле Ваших научных изысканий часто попадает женщина, ее роль в истории. В одном интервью Вы как-то сказали, что жизнеустройство общества становится все более женским. Тогда, если говорить точно - шесть лет назад, Вас это настораживало, сейчас мнение изменилось? 

- Этот процесс не изменился, думаю, что он утвердился в нашей жизни, в научной сфере точно. Наука обретает реально женское лицо, во всяком случае, гуманитарная. Я наблюдаю за этим процессом на примере СОИГСИ. В институте в основном работают женщины и молодые девушки, работают очень хорошо и усердно, показывая хорошие результаты. Но женщина так устроена – она должна выйти замуж, родить детей, а значит, уйти в декретный отпуск, что, как правило, сказывается на результатах научной деятельности. Сегодня молодым людям не интересно много работать и мало получать, у них другая психология. Скажем, очень трудно уговорить человека заниматься археологией, романтики не осталось – это тяжелый и не всегда благодарный труд. Конечно, нужен гендерный баланс, и чтобы его соблюсти, в прошлом году мы приняли на работу троих молодых людей - выпускников исторического факультета.
 
 
- Чего сегодня не хватает осетинской гуманитарной науке? 

- Нашей науке мешает замкнутость. Мы слишком замкнуты в себе и иногда плохо понимаем, что процессы, которые происходят у нас, не уникальны, а происходят и в окружающем нас мире. Сосредоточенность только на себе непродуктивна, для научного анализа этого совершенно недостаточно. Мы пережили годы, когда не было сетевых ресурсов, когда наши библиотеки десятилетиями не получали необходимые нам профессиональные журналы. Стажировки с целью повышения квалификации, которые были традиционными еще в 80-е годы, становились невозможными. Сегодня для нас открылись новые возможности, но, наверное, по инерции мы ими недостаточно пользуемся.
 
 
- Как запустить этот механизм? 

- Проблема в том, что сейчас в науке мало людей, некоторые отрасли нашего знания просто чахнут. Для планомерного развития научный коллектив должен состоять как минимум из трех поколений. Да, у нас плохо, но сохраняется старшее поколение. Эти люди могут не знать компьютер, не ориентироваться в Интернете, но они обладают уникальными и совершенно необходимыми для нас познаниями. Есть крепкое среднее поколение. А с молодежью сложнее. Допустить, чтобы прервалась эта цепочка преемственности поколений, нельзя. Сегодня декларируется и делается для молодежи в науке больше, чем когда бы то ни было. Но это в меньшей степени касается гуманитарной науки и недостаточно для того, чтобы сохранить все научные направления.
 
 
- Основная задача СОИГСИ – осетиноведение, изучение и сохранение национального компонента, его популяризация. Как удается институту эту задачу осуществлять в современных реалиях? 

- СОИГСИ формирует осетиноведение как комплексное научное направление, куда входит достаточно много научных дисциплин – археология, этнология, история, лингвистика, фольклор, литература и, конечно, современные этнокультурные и этнополитические процессы. Это новый, комплексный подход. К примеру, если по сложившимся нормам традиционной культурой занимаются этнографы, то у нас этим направлением занимаются практически все, подход к ней тоже междисциплинарный. Мы изучаем традиционную культуру не в статичном состоянии, а в динамике, в условиях модернизационных перемен, внешних влияний, контактах с окружающим миром. Это и вхождение в российское пространство, целый цикл российских реформ, в которые было вовлечено и наше общество тоже, советская модернизация, современные процессы. Достаточно широкий контекст, который подразумевает духовную и материальную культуру, то есть практически всю жизнь народа. 
 
 
- В последние годы прослеживается тенденция – общество стало остро реагировать на все процессы, связанные с историко-культурным процессом. Как-то удается влиять на происходящее? 

- Тема достаточно чувствительная. «Покушение» или то, что кажется таковым, на историко-культурное наследие всегда вызывает острую реакцию и актуализирует общественный дискурс. Свою задачу в сложившихся условиях мы видим в том, чтобы обоснованно противостоять лженаучным исследованиям. Мы абсолютно убеждены, что некоторые исторические темы периодически забрасываются в общественный дискурс именно с провокационными целями. Сопровождаются они совершенно бессовестной лженаукой, фальсификациями истории, культуры. Необходимо противостоять потоку лжи, агрессивно вливающемуся в нашу жизнь. Поэтому наша вполне мирная тематика переходит из научной плоскости в общественную и становится предметом обсуждения. После нашумевшего митинга, причиной которого стала установка нашими соседями «Аланских ворот» стало ясно – необходимо заниматься научно-популярной работой. СОИГСИ запустил на страницах газеты «Северная Осетия» проект «Алания от А до Я», он идет уже пятый год. В этом году благодаря государственной программе «Национально- культурное развитие осетинского народа» будет издана довольно объемная книга, свыше 500 страниц текста, где в популярной форме дается трактовка исторических событий, культурных явлений, имен, образов, символов аланской истории и культуры. Люди должны получить академическое знание и понимать - где фальсификация, фанатизм, провокация, а где истинное знание. Материалы дублируются в сетях, в Facebook, на сайте СОИГСИ. 

Второй инициированный нами проект нацелен на другую аудиторию. Наши соседи - общественники и, к сожалению, даже представители научной интеллигенции стали упрекать осетин в том, что они необоснованно присвоили себе великих предков - алан и аланское наследие. Поскольку появились «новые» аланы, которые апеллируют к каким-то источникам, нещадно эти источники перевирая, мы решили издать сборник источников. В книгу «AlanisiveAas» (Аланы-осетины в исторической науке) включены выдержки из работ 150 авторов, пишущих на разных языках. Многих мы перевели на русский язык, и они впервые публикуются и на языке оригинала, и на русском языке. Непредвзятый читатель, взяв в руки эту книгу, увидит около 200 цитат, подтверждающих алано-осетинскую преемственность. Те, кто утверждал, что в свое время Вс. Миллер ошибся, определяя этногенез и этническую историю осетин, а В. Абаев и Ж. Дюмезиль пошли по его ложному следу, имеют возможность ознакомиться с мнением еще 150 ученых. Поиск источников продолжается, и если появится возможность переиздания книги, мы ее существенно дополним. Специфика аланской истории в том, что ее памятники, в том числе и письменные источники, отложены во многих странах Европы и Азии. Доступ к ним, введение в научный оборот – перспективная задача. 
 
 
 - Предметом споров сегодня часто становится и нартоведческая тема. 

- У некоторых окружающих нас народов есть свои версии Нартовского эпоса, и совершенно непродуктивно сейчас спорить - у кого больше сказаний и чей эпос древнее. В этом вопросе у осетин совершенно бесспорный приоритет – издано семь томов оригинальных текстов Нартовского эпоса на осетинском языке, в нашем архиве есть еще неразобранные тексты. Все это надлежит переводить и вводить в мировой научный оборот. Людвиг Алексеевич Чибиров возглавляет авторский коллектив и сейчас готовит трехтомную «Энциклопедию осетинской Нартиады». СОИГСИ создал площадку, которая действует один раз в два года, это Международная научная конференция «Нартоведение в 21 веке: современные интерпретации и парадигмы». Мы собираем практически всех, кто занимается нартами в регионе, строим конструктивный диалог, ищем новые формы коммуникации. Нарты – не только далекое культурное наследие, оно актуализировано сегодня, активно применяется в современных социальных и культурных практиках, в образовательных и воспитательных проектах. Это происходит и у нас, у наших соседей, поэтому надо искать миротворческий потенциал. 

Активно работает и обновляется наш сайт. Конечно, хотели бы привлекать к результатам своей работы и молодежь, очень большое внимание уделяем работе со студентами СОГУ. С 2006 года работает школа-конференция молодых ученых, это хорошее для нас подспорье, в том плане, что мы «видим» молодых людей, тех, с кем предстоит работать. Сейчас немало возможностей открывается для научной молодежи. Надеемся, что это сработает в плюс и в науку вольются молодые силы.
 
 
- Ваш преподавательский стаж более 30 лет. Насколько молодое поколение заинтересовано в изучении истории Осетии? 

- Я так скажу – если у современного студента есть вообще к чему-то интерес, то он, прежде всего, к осетиноведению. Сейчас такое время, что общественный интерес сосредоточен именно на этой проблематике.
 

- С чем это связано, на Ваш взгляд? 

- Это глобальный процесс, он происходит не только в Осетии, но и по всему миру. В науке его называют этническим ренессансом, но я бы сформулировала это как ответ на вызовы глобализации. Когда историко-культурное наследие оказывается в опасности в ходе процессов глобализации, запускается защитная реакция. Вообще традиция сама по себе так устроена - в ней заложен внутренний механизм обновления и самозащиты. Этот процесс идет по всему миру, во всяком случае, мы его наблюдаем третье десятилетие и он будет развиваться дальше. Не могу сказать, что это всегда позитивный процесс, потому как часто он выливается в открытые конфликты, в противостояния. Позитивно то, что проснулся общественный интерес к национальной культуре, историческим корням, в том числе и у молодежи.
 
 
- Вы входите в состав такой представительной общественной организации, как «Совет женщин Северной Осетии». Насколько эффективна работа подобного общественного движения в нашем регионе? 

- Исторически роль женщины в развитии общества очень значима. В женском начале таится очень мощный источник жизненной силы. Поэтому совершенно логично создание такой общественной организации в нашей республике. «Совет женщин», безусловно, уже внес свой вклад в решение многих насущных социальных проблем региона, в вопросы укрепления духовно-нравственных устоев семьи, защиты детства и материнства. Главная цель организации – помощь и поддержка всех, кто в этом нуждается. Говоря об эффективности работы, я бы отметила инициативность членов «Совета», результативность его деятельности, а также внушительный список реализованных дел и массу интересных идей для воплощения в будущем.
 
 
- Вы счастливая женщина? 

- Я считаю себя счастливой женщиной, благодарна Богу за все, что есть сегодня в моей жизни. О создании своей семьи ни разу не пожалела, я очень ценю свое «тихое счастье». Сам факт моего знакомства с супругом тоже интересен. С детства я от своей мамы слышала историю, которую запомнила. Она вышла со мной в подъезд провожать гостей, а брат в люльке остался в квартире, когда дверь с английским замком захлопнулась. Мама в панике, дверь открыть не может, ключа нет, ребенок внутри плачет. Проходил мимо сосед - молодой парень, ничего не сказав, поднялся к себе на четвертый этаж, потом каким-то образом спустился на наш третий. Это было страшное зрелище, потолки высокие, он мог сорваться, но пролез через форточку и открыл нашу дверь. Все радуются, собравшиеся соседи его благодарят, и тут дверь захлопывается во второй раз. Парень снова полез и открыл ее. И мама, и бабушка всегда вспоминали этот эпизод, каждый раз восхищаясь смелостью и отзывчивостью нашего героя. Его имя я хорошо запомнила. Спустя много лет случайно познакомилась с человеком с таким же именем и фамилией, выяснилось, что он и есть тот самый спаситель. Вот так я познакомилась со своим будущим супругом. Конечно, с таким бэкграундом иначе и быть не могло. Я довольна своей жизнью и вполне счастлива.  
 
 
Милена Сабанова

 

Возвращаясь к истокам

16.05.2022 | 16:24

С 2003 года жители Осетии отмечают День осетинского языка, который связан с книгой Коста «Ирон фёндыр», вышедшей в свет 15 мая 1899 года. Ежегодно 15 мая в республике проходят различные мероприятия, посвященные этому событию.

Нетрадиционная любовь

16.05.2022 | 16:22

Сегодня мы живем во времена, когда люди разделились на два неравных лагеря. Первые наотрез отказываются принимать любые проявления взаимоотношений, мнений и различных мероприятий, которые идут вразрез с традиционными и консервативными стандартами общества. Другие идут в ногу со временем, которое потихоньку с традиционного меняется на модерновое. Они считают, что изменения ведут к прогрессу не только техническому, но и общечеловеческому.

Фамильный вклад в победу

13.05.2022 | 15:54

Каждая личность так или иначе оставляет след в мировой истории. Нельзя недооценивать значение каждого, пусть малоизвестного, но такого важного человека. Великий российский классик Лев Николаевич Толстой говорил, что историю создает не отдельно взятая личность, а народ. Поэтому я хочу рассказать о том вкладе в историю России, который внесла моя семья.

В памяти навсегда

13.05.2022 | 15:51

В каждой стране, населенном пункте или даже какой-нибудь организации есть такое место, которое особенно свято для его жителей или сотрудников. Таким местом для Северо-Кавказского горно-металлургического института является мемориальный комплекс университета.

Живая память

13.05.2022 | 15:50

Гости региона и многочисленные туристы, посещающие в эти праздничные дни Северную Осетию, находятся под огромным впечатлением от того, какое трепетное отношение у жителей республики к памяти о героях ВОВ.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Возвращаясь к истокам

16.05.2022 | 16:24

С 2003 года жители Осетии отмечают День осетинского языка, который связан с книгой Коста «Ирон фёндыр», вышедшей в свет 15 мая 1899 года. Ежегодно 15 мая в республике проходят различные мероприятия, посвященные этому событию.

Нетрадиционная любовь

16.05.2022 | 16:22

Сегодня мы живем во времена, когда люди разделились на два неравных лагеря. Первые наотрез отказываются принимать любые проявления взаимоотношений, мнений и различных мероприятий, которые идут вразрез с традиционными и консервативными стандартами общества. Другие идут в ногу со временем, которое потихоньку с традиционного меняется на модерновое. Они считают, что изменения ведут к прогрессу не только техническому, но и общечеловеческому.

Фамильный вклад в победу

13.05.2022 | 15:54

Каждая личность так или иначе оставляет след в мировой истории. Нельзя недооценивать значение каждого, пусть малоизвестного, но такого важного человека. Великий российский классик Лев Николаевич Толстой говорил, что историю создает не отдельно взятая личность, а народ. Поэтому я хочу рассказать о том вкладе в историю России, который внесла моя семья.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Возвращаясь к истокам

16.05.2022 | 16:24

С 2003 года жители Осетии отмечают День осетинского языка, который связан с книгой Коста «Ирон фёндыр», вышедшей в свет 15 мая 1899 года. Ежегодно 15 мая в республике проходят различные мероприятия, посвященные этому событию.

Нетрадиционная любовь

16.05.2022 | 16:22

Сегодня мы живем во времена, когда люди разделились на два неравных лагеря. Первые наотрез отказываются принимать любые проявления взаимоотношений, мнений и различных мероприятий, которые идут вразрез с традиционными и консервативными стандартами общества. Другие идут в ногу со временем, которое потихоньку с традиционного меняется на модерновое. Они считают, что изменения ведут к прогрессу не только техническому, но и общечеловеческому.

Фамильный вклад в победу

13.05.2022 | 15:54

Каждая личность так или иначе оставляет след в мировой истории. Нельзя недооценивать значение каждого, пусть малоизвестного, но такого важного человека. Великий российский классик Лев Николаевич Толстой говорил, что историю создает не отдельно взятая личность, а народ. Поэтому я хочу рассказать о том вкладе в историю России, который внесла моя семья.

все материалы

АРХИВ

<<< 2022, Май >>>
пн вт ср чт пт сб вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031