Тамерлан Цгоев: "Придет время, когда таможенного поста между Севером и Югом Осетии не будет"

04.10.2024 10:26
Тамерлан Цгоев:

Уполномоченный по правам человека в РСО-Алания Тамерлан Цгоев передал Полпреду Президента РФ в СКФО Юрию Чайке материалы о проблемах жителей РЮО при пересечении государственной границы с РФ и предложения по упрощению таможенных процедур на Нижнем Зарамаге.

 

Проблема двух сторон

 

Сложившийся на таможенном пункте пропуска «Нижний Зарамаг» комплекс вопросов время от времени пытаются решить со своей стороны таможенные органы Севера и Юга Осетии, над ними работает руководство РЮО, участвуют общественники, СМИ, предприниматели и рядовые автовладельцы, но пока мало что изменилось. Если брать только проблему ввоза автомобилей на территорию России, то факт остается фактом: владелец автомобиля, зарегистрированного на Юге Осетии, имеющий российское гражданство (то есть, практически все население), не всегда сможет без проблем въезжать в северную часть Осетии, на территорию ЕАЭС. Вклад североосетинского омбудсмена Тамерлана Цгоева в решение этой головоломки выделяется из действий всех остальных участников глобальным подходом к делу: он единственный из всех ставит вопрос о принципиальной недопустимости существования такой структуры, как таможня между Севером и Югом единой Осетии-Алании. Вся казуистика, весь бюрократизм вопроса могут сами развалиться на глазах, если начать решать проблему именно с этого конца. В мире существуют случаи отсутствия таможенного контроля между двумя независимыми государствами, они связаны с общим экономическим пространством, позволяющим не взимать пошлину за перемещение товаров, работ, услуг через границы друг друга. Устанавливать таможенное регулирование с Южной Осетией, товарооборот с которой укладывается в величину погрешности для российской экономики, само по себе кажется явлением избыточным. Контроль на границе даже между самыми дружественными государствами, безусловно, сохраняет актуальность. С этим согласны по южную сторону границы, однако настойчиво требуют от тех, от кого это зависит, снять ограничения, делающие пересечение границы настоящим испытанием, и не нагнетать искусственно негатив в отношениях со стратегическим союзником.

Однако все стало меняться еще раньше: с 2015 года на Северо-Осетинской таможне стали активно применять статью Таможенного кодекса, согласно которой иностранцы имеют право бесплатно ввозить на территорию Таможенного союза автотранспортные средства, зарегистрированные на территории иностранных государств, на период своего временного пребывания на этой территории. Южные осетины - фактические иностранцы для Таможенного Союза, но в то же время – нет, поскольку почти все они имеют прописку в России, в основном в Северной Осетии. Чтобы получить право въехать в Россию, они должны оформить временный ввоз на год и оставаться там не дольше года, после чего выехать за пределы Таможенного союза, то есть закрыть режим временного ввоза. А чтобы въехать на более длительный срок, они должны уплатить таможенную пошлину, средний размер которой сопоставим со стоимостью самого автомобиля, а то и превосходит ее в разы. Возмущение вызвало больше всего то, что ограничение было введено без предупреждения, без объявления через СМИ и т.д., просто в какой-то момент перестали выдавать ввоз.

 

Союзничество

 

В марте 2015 года был подписан «Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о союзничестве и интеграции», в рамках которого происходит, в том числе, и интеграция таможенных органов двух государств. В конце 2017 года югоосетинские таможенники перешли со своего Рукского поста на таможенный пункт в Нижнем Зарамаге, объединившись с российскими коллегами. Сделано это для удобства и упрощения всей процедуры, что называется, в одном окне: российские таможенники оформляют импорт, югоосетинские – экспорт одного и того же груза. Есть и другие шаги по интеграции таможенных органов, однако на проблемах с ввозом это никак не отразилось.

В начале августа 2024 года в Пятигорске состоялась встреча Полномочного представителя Президента РФ в СКФО Юрия Чайки с уполномоченными по правам человека в регионах Северного Кавказа. Среди прочих вопросов омбудсменами было отмечено, что в республиках округа увеличилось количество обращений по вопросам защиты прав участников СВО и членов их семей. На этот фактор опирался и Тамерлан Цгоев, когда привлек внимание Полпреда Президента РФ к тому, что жители Республики Южная Осетия, граждане которой принимают самое активное участие в СВО, испытывают трудности при оформлении процедуры временного ввоза (допуска) автотранспортных средств на территорию России. Он отметил очевидные признаки превышения полномочий со стороны таможенных постов на МАПП «Нижний Зарамаг» в отношении граждан Южной Осетии, подчеркнув в целом необходимость существенного упрощения таможенных процедур для граждан Южной Осетии.

 

Донести информацию

 

Полпред Президента попросил ознакомить его со всем комплексом проблем, представить ему материалы, связанные с нарушениями, на которые жалуются граждане РЮО на МАПП «Нижний Зарамаг», и обещал детально рассмотреть их в ходе предстоящей встречи с руководством Федеральной таможенной службы России. Т. Цгоев незамедлительно направил материалы, о чем сообщил в Телеграм-канале Уполномоченного по правам человека РСО-Алания.

В беседе с газетой «Республика» Тамерлан Владимирович признался, что получает огромное количество обращений от граждан РФ, проживающих в Южной Осетии, с просьбой помочь в восстановлении своих законных прав, нарушенных в тех или иных ситуациях. В основном они касаются проблем автовладельцев в пунктах пересечения границы «Нижний Зарамаг», вопросов, связанных с тонировкой автомобилей, их «растаможкой» и т.д. Он в курсе всех нюансов и делает все возможное, чтобы помочь людям, не выходя при этом за рамки своих полномочий – все, кто к нему обращается, являются гражданами России и имеют полное право рассчитывать на его помощь. «Это была моя инициатива, я не согласовывал свои шаги с Южной Осетией, и не считаю, что для защиты прав жителей надо согласовывать действия, – говорит Тамерлан Цгоев. – Моя задача – проанализировать ситуацию, сформировать обоснованную правовую позицию и, если считаю нужным, обращаться в те инстанции, которые полномочны решить стоящие вопросы. Я должностное лицо Российской Федерации, поэтому обращаюсь, конечно, не в югоосетинские структуры», – отметил Цгоев.

 

Нечистые на руку

 

Вне всякого сомнения, есть недобросовестные лица, которые используют лазейки, позволяющие ввозить в Россию автомобили под видом временного ввоза без уплаты таможенных платежей с целью перепродажи целиком или на запчасти. Такие машины оседают в России, их количество растет вместе с задолженностями по уплате таможенных пошлин. Бывшие владельцы этих автомобилей теперь лишены возможности выехать за пределы Южной Осетии, поскольку являются должниками.

 На основании запроса Т. Цгоева в Южную транспортную прокуратуру Северо-Кавказское таможенное управление провело правовой анализ Методических рекомендаций и Алгоритма действий, принятых в 2014 году, на основе которых СКТУ оперативно обменивается информацией с УФМС по РСО-Алания и совершает таможенные операции в отношении иностранных автомобилей. Установлено, что эти рекомендации неактуальны, а потому в июне 2024 года начальником СевероОсетинской таможни было принято решение об их неприменении в служебной деятельности. Но как быть с тем, что этим самым Алгоритмом действий в течение 10 лет нарушался Федеральный закон «О персональных данных», запрещающий лицам, получившим доступ к таким данным, разглашать эти сведения без согласия их обладателя? Значит ли это, что нарушения прекратились? В тексте документа, направленного на имя Ю. Чайки, подчеркивается необходимость дать правовую оценку действиям лиц, массово нарушавших права человека все эти годы.

 

Нехватка

 

Много раз во время встреч руководства РЮО и должностных лиц ГТК РЮО с руководителями Северо-Осетинской таможни и ФТС России было отмечено, что проектная суточная пропускная способность МАПП «Нижний Зарамаг» не соответствует реальному потоку машин в сутки. В связи с нехваткой служащих на обслуживание потока автотранспорта уходит слишком много времени. Однако теряющие терпение автовладельцы и пассажиры относят создаваемые проблемы к разряду искусственных – «из вредности или по указке сверху». А ведь установление в свое время пункта пропуска через российско-югоосетинскую государственную границу было воспринято, хоть и без энтузиазма, но, по крайней мере, с пониманием – независимое государство должно осуществлять пограничный и таможенный контроль своей территории. При этом все четко понимали, что таможня между двумя государствами оказалась фактически шлагбаумом в центре Осетии, и ее функционирование должно подразумевать какие-то другие алгоритмы. В своих материалах Т. Цгоев подчеркивает тот факт, что свыше полутора тысяч граждан РЮО участвуют в СВО РФ на Украине, доблестно выполняя свой долг зачастую ценой собственной жизни. Но участники боевых действий, как и все жители Южной Осетии, в то же время бессильны перед жестким и малообоснованным режимом на границе с Россией, с Северной Осетией.

 

Необходимость единения

 

Тамерлан Цгоев считает, что неминуемо придет время, когда таможенного поста между Южной Осетией и Россией не будет: «До 2008 года у меня была убежденность, что признание независимости Республики Южная Осетия – вопрос времени. Окружающие воспринимали мои слова как фантазию, считая, что Россия, ориентируясь на международное сообщество, не пойдет на это никогда. Признание состоялось – да, после войны, да, были жертвы, но всему, как это ни тяжело говорить, есть своя плата. За независимость РЮО погибли многие. И если рассматривать все через призму долгих российско-осетинских отношений, то обратный процесс противоестественен, объединение же Осетии в одно целое – это естественно, и является вопросом времени, хоть и трудным. А что касается таможни, даже при наличии государственной границы я убежден, что таможню можно убрать, и неразрешимых внешнеполитических препятствий для этого у РФ и РЮО практически нет».

 

Инга Кочиева

Газета "Республика"

Фото из открытых источников

 

Телефоны экраны уыцы æмæ ацы фарс

17.06.2025 | 12:31

Интернет йæ алыхуызон хызтимæ нæ царды бæстон æрбынат кодта. Ныр цы фæлтæртæ бахъомыл, 20-гай æмæ 30-гай азтæ кæуыл цæуы, уыдон æмбаргæ дæр нæ кæнынц, куыд ис цæрæн æнæ ацы фæрæзтæй, куыд цардысты раздæр æнæ уыдæттæй.

О вечном покое и особенностях его обретения

17.06.2025 | 12:19

В последние дни в сводках информационных агентств мы часто слышим очередные новости, касающиеся ситуации с телами украинских военнослужащих, погибших в результате СВО, проводимой ВС РФ.

Увлеченность работой и верность убеждениям

17.06.2025 | 12:10

Алина Семеновна – имя, которое больше подошло бы персонажу романа или учительнице, особенно после недавних школьных выпускных. Однако в этом есть доля правды, ведь свой профессиональный путь Алина Семеновна Сабанова начинала в одной из школ города Владикавказа.

Записки молодого врача

10.06.2025 | 12:46

Уртаев Аслан Игоревич - один из ярких и амбициозных представителей будущего республиканской системы здравоохранения. Окончив Северо-Осетинскую государственную медицинскую академию (СОГМА), не останавливается на достигнутом, желая пополнить свой багаж знаний, он отправляется в Северную столицу нашей страны.

Нерв - всему голова

10.06.2025 | 12:36

Ольга Нестеренко - опытный невролог владикавказской Поликлиники №4. По признанию Ольги, еще в школе она поняла, что станет медиком - будет носить белый халат, лечить и помогать.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Суровый экзамен для российской экономики

18.03.2025 | 14:10

Общеизвестно, что состояние экономики отдельно взятого государства является базовым показателем того, насколько оно стабильно во всех смыслах - на международной арене, в военно-техническом отношении, в вопросах внутренней политики (особенно в решении задач социального характера).

Хъæбатыртæ нæ мæлынц

18.03.2025 | 11:30

2025 аз нæ бæстæйы Президент Владимир Путины Указмæ гæсгæ нымад æрцыд Фыдыбæстæ хъахъхъæнæджы азыл. Афæдзы дæргъы нын фадат ис, йæ уд сæрибар дуг æмæ сабыр царды сæрвæлтау чи радта æмæ не ’вгъау кæны абон дæр, уыцы хъæбатыр гуырдты хъысмæтыл газетты фæрстыл дзурынæн, телеуынынад, радио æмæ Интернеты тыгъдады сыл равдыстытæ æмæ æрмæджытæ цæттæ кæнынæн. Канд азы мидæг нæ, фæлæ никуы уыдзысты рох сæ хæстон сгуыхтдзинæдтæ, сæ рухс нæмттæ æмæ кад.

Об осетинском на русском

28.02.2025 | 13:33

Ценные советы известных представителей творческой, научной, политической интеллигенции республики о том, как сделать осетинский язык популярным и привлекательным для подрастающего поколения.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Телефоны экраны уыцы æмæ ацы фарс

17.06.2025 | 12:31

Интернет йæ алыхуызон хызтимæ нæ царды бæстон æрбынат кодта. Ныр цы фæлтæртæ бахъомыл, 20-гай æмæ 30-гай азтæ кæуыл цæуы, уыдон æмбаргæ дæр нæ кæнынц, куыд ис цæрæн æнæ ацы фæрæзтæй, куыд цардысты раздæр æнæ уыдæттæй.

О вечном покое и особенностях его обретения

17.06.2025 | 12:19

В последние дни в сводках информационных агентств мы часто слышим очередные новости, касающиеся ситуации с телами украинских военнослужащих, погибших в результате СВО, проводимой ВС РФ.

Увлеченность работой и верность убеждениям

17.06.2025 | 12:10

Алина Семеновна – имя, которое больше подошло бы персонажу романа или учительнице, особенно после недавних школьных выпускных. Однако в этом есть доля правды, ведь свой профессиональный путь Алина Семеновна Сабанова начинала в одной из школ города Владикавказа.

все материалы

АРХИВ

<<<2025, Июнь>>>
пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30