Александр Суворов о жизни на рельсах, или кто в городе рулит
Трамваи являются неотъемлемой частью жизни города Владикавказа. Невозможно в настоящее время представить наш легендарный проспект Мира без этой привычной глазу картины - горные вершины, добрые люди и он, наш самый уютный и привычный вид транспорта. Более ста лет назад в столице Северной Осетии состоялся запуск первого электрического трамвая. Несмотря на это, он до сих пор удерживает передовые позиции в обслуживании пассажирских перевозок.
Александр Суворов – опытный водитель. Еще мальчишкой он мечтал рассекать по рельсам. Любовь к подобного рода транспорту ему привил родной дедушка, всю жизнь проработавший железнодорожником. Искреннее детское желание, как это обычно бывает, в какой-то момент осталось в прошлом. Однако спустя много лет Суворов все же его исполнил и теперь может поделиться тонкостями профессии.
Владикавказский трамвай сегодня переживает период обновления. Современные вагоны совсем недавно поступили в республику, но уже «наматывают» круги по городским маршрутам. Первым курсировать на новом транспорте начал именно Александр, на деле показавший себя как хороший специалист.
- Вас в профессию привела детская мечта?
- Да, с детства хотелось стать вагоновожатым, но получилось так, что пришел к этому уже пенсионером. Мой дед был железнодорожником, и я всю жизнь, можно сказать, провел рядом с рельсами. Поезда, электрички, паровоз застал в юности. Папа был военным и получилось так, что я пошел именно по его стопам. Сам я ездил всю жизнь в трамвае, тянуло как-то к этому транспорту. Тут же высоко, хорошо, сгибаться не надо, как в маршрутке. В итоге попал в эту профессию самым обычным образом. Однажды вижу объявление: набирают водителей. Так я позвонил, потом отучился и стал возить людей.
- Отличное вождение приходит с опытом или сразу были уверены в своей «езде»?
- Трамвай в управлении прост, тут главное, быть внимательным на дороге и чувствовать габариты, чтобы никого не зацепить, не задавить и не уронить. Сел и поехал, ничего трудного. Так и началось, а затем все пошло само собой. Стал «Водителем года», потом мне присвоили почетное звание «Заслуженный работник транспорта Северной Осетии» и даже на конкурс умудрился съездить в Самару, чтобы все знали, что у нас во Владикавказе есть трамвай.
- Как начинается Ваш рабочий день?
- Все в зависимости от смены. Сегодня, например, выезд в семь утра. Проснуться надо еще раньше, чтобы добраться до работы. Где-то за пару часов. У меня машина своя, так что мне проще. Чайку попил и едешь сюда. Здесь у нас медицинский работник. Перед выездом дуешь в трубочку, так проверяют на алкоголь. Это действие в числе обязательных. Уже потом берешь «книгу поезда», проверяешь и путевой лист. Нужно еще осмотреть вагон, его техническое состояние должно быть в полном порядке. Если все нормально и готово к работе, отправляешься в путь.
- Избегать ДТП и другие неприятные инциденты на маршруте — это перманентная задача водителя. Нужно всегда быть начеку, так как присутствует ответственность за людей. Как Вам удается обходить стороной подобные ситуации?
- Я много лет работаю вагоновожатым. Конечно, бывали аварийные ситуации или критические случаи. У нас такие «ездоки» на дорогах попадаются, запросто могут подрезать трамвай и рукой показать, мол, «подожди». Им неважно, что у этого транспорта очень большой тормозной путь, учитывая его вес и длину. Резко затормозить тоже не лучшая идея, пассажиры могут упасть и травмироваться. Стараешься заранее предугадать такой момент. Лучше дать дорогу дураку и пропустить его.
- В данной профессии существует явная нехватка кадров. Сегодня Вы чувствуете необходимость в новых людях?
- Чувствую. Действительно нужны вагоновожатые. Почти без выходных работает половина наших людей. Это достаточно тяжело. Честно, наблюдать за всем происходящим вокруг и быть бдительным - задача не из легких. Да и, думаю, если бы было больше водителей у нас, то ездили бы трамваи чаще по городу. Сейчас, насколько знаю, этот вопрос стараются решить.
- В нашем городе трамвай, вероятно, можно назвать самым популярным транспортным средством. Как Вы считаете, что в них особенного?
- Места много. Тихо и как-то атмосферно. Людям этого достаточно. - Водитель трамвая определенно должен обладать некоторыми качествами, без которых эта работа просто невозможна. Какие это качества? - Терпение, выдержка, крепкие нервы и здоровье. Последнее, потому что тут дует все время в холодную погоду, когда открываются двери. Ну ничего, берешь сердце в кулак, волю в узду и вперед, по рельсам. Еще важно отсутствие привязанности к алкоголю. Если у человека обнаружится опьянение, сразу домой.
- Расскажите о пассажирах. Трудно ли работать с людьми?
- Встречаются люди разные, но одни и те же обычно заходят в вагон. Многие знают нас по именам. В основном пассажиры спокойные, но есть и с характером. К примеру, мне попался такой, кинулся с ножом, я его и выгнал, для безопасности своей и окружающих. Неприятно, конечно. Наше предприятие высокой культуры обслуживания, поэтому пассажиров не оскорбляем, двери закрываешь и поехал дальше. Как еще комментировать такие поступки. Есть категории пассажиров - «брат, довези». Они, как правило, на ногах еле стоят и в конце трамвая тихонечко пристраиваются. Ну, что мне сделать, выполняю просьбу. Работа определенно нескучная. В основном все мирно.
- Что думаете о новых трамваях? Как на их появление отреагировали пассажиры?
- Радуются многие, особенно молодежь. Все поздравляют с появлением новых трамваев. Я первый поехал в новом вагоне, все хотели опробовать, пассажиров было много в тот день. Это было в конце прошлого года, 30-го декабря. Сначала без людей, так как мы хотели подготовиться и сделать все хорошо, а потом уже с пассажирами. В салоне более комфортные сидения, usb-зарядки, системы видеонаблюдения. Тормозит гораздо лучше и быстрее, и есть уверенность, что в нужный момент ты его остановишь. Единственное, скажу как вагоновожатый, двери дольше открываются и закрываются, что лично для меня минус, так как нужно уложиться в расписание, но это малость в сравнении с плюсами. Я же управлял прежде старым вагоном, поэтому откровенно могу поделиться мнением и сравнить. Гонять на новом трамвае приятнее.
Кристина Кайтукова