Искусство перестало быть декоративным
Дилара Акай – турецкий скульптор и фотограф, приехала во Владикавказ с творческим визитом во второй раз. Теракт 2004 года стал настоящим шоком, поэтому она создала выставку, посвященную трагедии, произошедшей в Беслане в 2004 году.
- Когда Вы впервые приехали во Владикавказ? Как думаете, есть ли что-то похожее между нашими народами, культурами, традициями и менталитетом?
- Была здесь на «Аланике-2013» по приглашению турецкого куратора Бералы Мадры, которая курировала симпозиум совместно с Галиной Табиевой. Это большое счастье, что есть возможность вернуться снова, чтобы встретиться со старыми друзьями и обрести новых.
Считаю, что очень много общего между нашим народом и культурой, поэтому устройство семьи и некоторые традиции кажутся очень близкими. На этот раз заметила, что в последние годы произошли позитивные изменения в гражданской жизни здесь, во Владикавказе. Также появилось много молодых студенток-художниц с большей независимостью. Где, как в моей стране, волна в последние годы, к сожалению, более консервативна.
- А что больше всего понравилось во Владикавказе?
- Люди, они исключительны. Все люди, которых я встречала, были очень теплыми и приветливыми. Команда, с которой здесь проходила работа, – это профессионалы в области искусства с большими сердцами. Во Владикавказе я чувствую себя как дома.
- Как Вам стало известно о произошедшем в Беслане? Почему решили посвятить скульптуру этой трагедии?
- Смысл искусства скульптора в том, чтобы быть голосом, демонстрирующим солидарность с молчащими людьми. Особенно с женщинами. На тот момент уже знала о борьбе матерей в Аргентине (Матери Пласа-де-Майо) и в Турции (Субботние матери). Проводя свое исследование для «Аланики», узнала о матерях Беслана. Поэтому мне было действительно важно встретиться с ними и проявить солидарность. Хотела поделиться частью их боли и дать им возможность высказаться через мое искусство. У них было, что сказать миру. Очень рада, что эти сильные женщины согласились это сделать, и мы стали союзниками.
- Есть ли среди Ваших работ скульптуры, которыми больше всего гордитесь?
- Сложно описать, насколько осталась довольна работой в Беслане. Невероятно рада, что сделала работу, посвященную матерям Беслана.
- Какая у Ваших скульптур миссия?
- В своих работах стараюсь фокусироваться на дискриминируемых, замалчиваемых существованиях. Верю, что искусство помогает исцелению; мои работы отражают опыт поиска моих внутренних сил для социальной приверженности, а также передают энергию, чтобы убедить людей связать свой опыт с моей работой.
- Как люди относятся к скульптурам на родине? Видела довольно откровенные скульптуры на странице. Турецкий менталитет и осетинский менталитет очень похожи, люди не привыкли так открыто говорить о женском теле.
- В Турции всего несколько женщин-скульпторов, работающих с большими формами, как я, в моем поколении. В общем, нас считают храбрыми. В социально-политической среде художественная практика помогала мне существовать как женщине. А что касается частей женского тела в моих работах, считаю, что сила начинается с владения своим телом, а это значит, уверенно жить со всем своим телом и его частями, независимо от того, что думают другие.
- Где черпаете вдохновение?
- Видимые и невидимые красоты природы наполняют меня, и когда медитирую, ко мне приходят очень удивительные идеи и вдохновения, особенно если получается держать свой разум пустым.
- Как Вы думаете, почему люди в нашем обществе так мало интересуются современным искусством? Если Вы следите за фестивалем “Аланика”, за всеми их перфомансами, то, скорее всего, видели, что произошло не так давно. Одиннадцать девушек в черных одеждах по колено зарылись в землю в Центральном парке. Как Вы относитесь к такому проявлению мнения? Думаю, что такое пугающее выражение своих чувств не просто отпугивает людей от того, чтобы впускать искусство в свои сердца, но и вызывает агрессию.
- Искусство давно перестало быть декоративным. Теория современного искусства занимается исследованием культурных, исторических, социальных и экономических систем. Поэтому художники используют сложные различные перспективы и различные способы создания искусства. Ожидается, что зрители изучат и узнают о работах и их художниках. Что касается Вашего вопроса о выступлении в парке, думаю, что некоторые художники и их работы более жесткие, и они воссоздают, а может, и успокаивают чувства людей в отчаянии. Способ выражения этого чувства может измениться, но я вижу, что цель такой работы также состоит в том, чтобы озвучить безмолвное.
- В 2019 году Вы создали проект сада скульптур Дилары Акай, Что побудило Вас создать такую работу? Кто-нибудь может прийти и посмотреть на этот сад?
- Мечта каждого скульптора – иметь работы в общественных местах, парках. Мне посчастливилось создать собственную общественную зону для выставки работ. Этот сад открыт для публики ежедневно с 10:00 до 17:00. Мое здание-студию в этом саду можно осмотреть только по предварительной записи.
- Можете ли Вы назвать скульптуру своей работой?
- Да, я называю себя скульптором. А работы называются скульптурами в расширенной области. Мое исследование посвящено другим измерениям, таким, как 4-е измерение (время), трансцендентальное измерение и эмоциональные измерения. Трудно быть уверенным в том, что работа находит отклик у зрителей, поэтому сосредотачиваюсь на том, что происходит со мной и собственным восприятием мира.
- Расскажите мне о своих принципах. Что неприемлемо для Вас как в личном, так и в профессиональном плане?
- Будучи вегетарианцем уже почти 20 лет, любой вид насилия является неприемлемым. Имея уважение ко всему живому, избегаю любого рода насилия по отношению.
- Что Вы планируете делать через десять лет?
- Недавно переехала в Даламан, регион Мугла. Это исключительно красивая географическая часть Средиземноморского побережья Турции. Являясь послом Всемирного фонда дикой природы WWF в Турции, начала работать и буду продолжать делать это для защиты и благополучия земель и моря в моем регионе. Надеюсь создать больше способов интегрировать искусство с этим делом. Определенно продолжу проводить семинары для детей начальной школы, в которых объединяю заботу и устойчивость к нашей земле и методы изобразительного искусства.
- Как семья относится к Вашей работе? Чувствуете ли поддержку?
- Да, семья является огромной поддержкой в моей жизни. Муж и два ребенка всегда придумывают способы поддержать мою деятельность.
- В каких странах Вы уже побывали? Куда бы хотели отправиться с выставкой?
- Мне посчастливилось работать и выставляться в Осетии, Италии, Голландии, Германии, Израиле, США и Канаде. С удовольствием поехала бы и создала выставку в Египте.
- Поддерживаете ли Вы каким-либо образом молодых художников, живописцев, скульпторов?
- Да, и очень долго. В моей предыдущей студии мы работали с владельцем галереи художников в Стамбуле. В 2005-2015 годах организовала и провела множество выставок и семинаров для художников.
Элеонора Кочиева