Творческий союз человека и природы
Сергей Дзгоев и Аркадий Тебиев настоящие профессионалы своего непростого занятия – художественная обработка камня стала для них делом души. Все вариации часов, подарочные изделия, разноцветные светильники, письменные наборы на стол, пепельницы – это лишь малая часть того, во что эти мастера могут превратить камень. Качество и скорость – две основные характеристики, отличающие их работы от недолговечных конкурентных. Специалисты по обработке камня рассказали газете «Слово» о своем редком ремесле.
- Расскажите, как вы познакомились и в какой момент решили объединить усилия?
- Мы учились на строительном факультете в ГМИ, но на разных курсах. Через много лет, в 2006 году, снова встретились и решили попробовать совместную работу. У меня в этот период уже было налаженное камнерезное производство, а у Аркадия была идея создавать из диабаза изделия и небольшие сувениры. Тогда я был единственным, кто работал с этим камнем в республике и изготавливал большие товары. Аркадий же предложил делать часы ручной работы, но в таком изделии даже полировка бывает не такого качества, как на станке. Соответственно, эта идея и объединила нас. Я предложил ему свое оборудование, а он начал производить часы. Работы, на которые раньше уходило около двух недель, благодаря станкам завершались за два дня, и цена, естественно, снизилась.
- Почему выбрали диабаз?
- Все просто, ему нет равных по красоте. Только диабаз имеет такую цветовую гамму. У меня эти расцветки ассоциируются с каплей бензина в воде, которая растекается в разную палитру. Как нет двух одинаковых бабочек, так же нет двух одинаковых рисунков при срезе. С этим камнем работать одно удовольствие, широкий полет фантазии. Хотя мы делаем еще изделия из белого доломита и гранита, но аналогов диабазу нет.
- Где вы добываете этот камень?
- Диабаз добывают в Индии, например, и еще во многих местах. Сергей часто в Карелию ездит. А у нас Терек выносит диабаз из Трусовского ущелья. Как правило, это район Балты и Чми. В Кармадонском ущелье тоже можно найти диабаз, но он немного отличается. Мы отбираем подходящие камни, не все подряд, они бывают специальные, отборные. Нам хватает одного взгляда, чтобы по внешнему рисунку понять, хороший ли это кусок. Вообще чтобы лучше понять, что камень из себя представляет, его надо намочить. Профессор-геолог Игорь Васьков как-то сказал, что диабаз правильнее назвать «морской вулканит», потому что он является продуктом деятельности вулкана Казбек. По существу – это застывшая в океане лава, поэтому он в таких интересных формах. Когда камни прошли визуальный отбор, их везут в цех. Помимо всего прочего, Сергей еще и изобретатель. Он изобрел станок, который режет булыжник в отсутствие электричества. Он работает на базе «Москвича» на бензине, то есть на двигателе внутреннего сгорания. Сейчас как раз происходит процедура патентования. После этого большая пила разрезает камни на более мелкие части, затем идет процесс полировки до зеркального блеска. А дальше ручная работа.
- Как распределили обязанности?
- Я предоставляю техническое оснащение, то есть оборудование, помещение, снабжение механизмами, часто летаю в Китай и в Москву по этим вопросам. Также за мной закреплены бизнес-вопросы и все вытекающие расходы. А творческий гений у нас Аркадий. Он использует свое воображение, чтобы создавать такие произведения искусства. И фактически работает один.
- Вы продаете свои изделия за пределами Осетии? Или торговая площадка базируется только здесь?
- Фонд поддержки предпринимательства заключил с московской фирмой, которая занимается созданием и продвижением аккаунтов, трехсторонний договор. Конечно, были рыночные этапы отбора, один из них как раз на перспективность. Я их все прошел и был включен в программу. Нам создали три магазина: американский, европейский и английский. Все три принадлежали известной компании, которая предоставляет различные услуги в качестве онлайн-магазина. Арендовали тогда студию, художников, чтобы сделать профессиональные фотографии наших работ. Отсняли тогда более 50 изделий под разным ракурсом и освещением. Потом нам предоставили три торговые площадки для реализации товаров. Некоторые изделия были проданы в Чехию, Финляндию, Карелию и Швецию. Помимо Осетии, нас часто приглашают на выставки в Москву. Аркадий ездил на всероссийскую выставку в столицу, в которой были представлены 84 региона. На очередном таком мероприятии как представители Северной Осетии мы заняли второе место.
- С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
- У нас две проблемы. С одной стороны, невозможно купить эксклюзивный подарок, ассортимент везде один и тот же. С другой - у нас есть ребята, которые делают уникальную продукцию своими руками, но не знают, каким образом ее реализовать. Открыли бы магазин исключительно для таких, как мы, под названием «Город мастеров», например. Это может быть хорошей стартовой площадкой. Туда бы мастера приносили свои работы, и заодно люди бы точно знали, куда идти за неповторимым подарком. Одним ударом двух зайцев.
Нужно понимать, из чего составляется такая цена изделия: диабаз капризный, непредсказуемый камень и требует очень тщательной обработки. В Осетии никто не хочет его пилить, потому что высокий уровень абразивности, поэтому быстро изнашивается алмаз. Местный камень обходится нам дороже, чем привозной. И почему мы должны использовать чей-то, если в республике есть собственные уникальные породы.
- Есть заказы, которые запомнились больше всего?
- За столько лет нам поступало очень много интересных заказов. Среди выполненных работ нет ни одного идентичного изделия. Все уникальные не только с точки зрения материала, из которого сделаны, но и с позиции неповторимости отделки. У нас заказывали подарочные сувениры для известных политиков и спортсменов, имена которых у всех на устах. На одном изделии был изображен крылатый Уастырджи с собакой. Делали высокую башню, у подножия изобразили эпизод из сцены: сбор аланских воинов в поход. Эта работа особенно запомнилась, потому что в ее основе был заключен целый сюжет. Древнегреческий писатель Лукиан Самосатский в своих трудах рассказывал о жизни алан. Так, он упомянул о специфической традиции перед военным походом, эта история и вдохновила нас перенести ее на камень. Также запомнился камень в форме паруса, который побудил к созданию яхты.
Элеонора Кочиева