Там, где легенды оживают
Бесконечно высокое голубое небо, местами украшенное плывущими бело-серыми локонами… Незыблемые песочного цвета скалы, отороченные зелено-коричневой порослью… Раскидистые горные луга, заросшие сезонными цветами и плодоносящими кустарниками… Задалеск.
Кто ни разу не бывал здесь, ловит себя на мысли, что с первых минут окунается в атмосферу каких-то нереальных ощущений и чувств. Будто это все происходит с ним не на самом деле, а где-то в другой параллели, и он погружен в какую-то виртуальную картину мира. До такой степени все кажется волшебным, масштабным и торжественным. Это горы. Дигорское ущелье.
Кто побывал здесь однажды, вернется сюда снова и снова. Это притяжение гор. Поэтому легко объяснить возрастающее из года в год число посетителей праздника в честь Задалески Нана, который местные жители, выходцы из этих мест, жители республики отмечают в горах уже на протяжении долгого времени в первую субботу августа. В последние годы к ним присоединились многочисленные туристы, для которых в диковинку побывать в таком самобытном месте, услышать о национальных традициях края, еще и увидеть своими собственными глазами быт и уклад высокогорного села на краю необъятной страны. Современные атрибуты цивилизации – спутниковые антенны, иностранные автомобили и новомодная национальная символика - вряд ли интересны глазу ближних и дальних гостей.
Посетителей манит самое сокровенное место в селе – «Нанайы хадзара», называемое музеем, в котором царит особенная атмосфера, где чувствуешь себя погруженным в те далекие времена, о которых рассказывает известная легенда о Задалески Нана, женщине-спасительнице детей высокогорного ущелья времен татаро-монгольского нашествия. Былина донесла до потомков историю о тяжелых временах в истории Осетии, когда враг истреблял на своем пути практически все живущее в этих местах взрослое население. Оставшихся на разоренных землях сирот собрала под свое крыло одинокая женщина. Ни ее имени, ни возраста, ни откуда она была родом сказание не сохранило. Говорят о ее иноземном происхождении. Так это или нет, история умалчивает. Известно лишь то, что детей, прятавшихся от чужеземных захватчиков, она собирала в округе по лесам и укрывала их в горной пещере, которую можно осмотреть и ныне. Кормила малышей лесными ягодами и плодами. Дети называли ее Нана. Это имя и донесла до потомков легенда. Запоминая, кого и где она находила, спасительница впоследствии следила за тем, чтобы, повзрослев, земляки не женились между собой. На создание семьи молодые обязательно просили благословение у Нана. Таким образом, Нана не только сохранила, но и возродила род людской в этих местах.
О быте того времени рассказывают экспонаты музея, в который должен зайти каждый из приехавших сюда посетителей. Застывшие фигуры Нана, детей, люлька с младенцем, очаг, предметы утвари… Все это можно увидеть в Доме Нана. Здесь же можно оставить пожертвования, попросить о покровительстве и прикоснуться к священному камню «Нанайы дор», сохранившемуся от старого дома большой семьи, который Нана обустроила со своими подросшими детьми после нашествия. Новое помещение из дерева и камня, обустроенное под музей более 20-ти лет назад известным в республике научным деятелем, заведующим кафедрой Горского сельскохозяйственного института Анзором Хачировым вместе со студентами вуза, стало знаковым историческим местом ущелья для многочисленных паломников. Дом Нана – это не просто музей, это святилище, где люди просят о благополучии для своих детей и семей. Считается особым почетом женщине с тремя пирогами и осетинским пивом подойти к триноге, где старейшая жительница села, как правило, это бывает Зина Сабанова, произносит молитвы во здравие подносящих приношения, их младших, семьи и фамилии. Затем яства передаются на большой общий стол, который накрывают в селе местные жители для всех гостей, а часть от благословенных даров посылается обратно семье паломника.
В последние годы стало доброй традицией устраивать здесь праздничный концерт с участием национальных коллективов района, поэтов и исполнителей
республики.
Как говорит глава Задалеского сельского поселения Алина Хадаева, традиционно жители села и выходцы из него стараются организовать в селении большой праздник с привлечением деятелей культуры, чтобы все приезжающие сюда гости могли прикоснуться к национальной культуре, святыне, традициям народа и попросить у Нана о благополучии для своей семьи и нашей Осетии.
Светлана УРТАЕВА