БИЗНЕС VS КОРОНАВИРУС
Пандемия коронавируса ударила по мировому бизнесу. Предприятия Северной Осетии как часть экономической системы не стали исключением. Согласно статистике Федеральной налоговой службы, за март в России прекратили деятельность более 66000 индивидуальных предпринимателей.
Между тем Правительство России озвучило, что помощь бизнесу, пострадавшему в период эпидемии, станет одной из основных задач. Было также заявлено о мерах поддержки, разработанных государством сразу по нескольким направлениям, речь шла, в том числе, о бюджетных выплатах, субсидиях, льготах, отсрочках, обязательных платежах и налоговых послаблениях.
О том, как справляются с последствиями ограничительных мер молодые бизнесмены республики и помогли ли им в результате заявленные меры поддержки, читайте в материале газеты «Слово».
Азамат Гаглоев
Группа компаний Учебный центр «Стартап»
Для сферы дополнительного образования пандемия стала тяжелым испытанием. С переходом на дистанционный формат обучения клиенты один за другим отказываются от занятий.
Как рассказал газете «Слово» руководитель Учебного центра «Стартап» Азамат Гаглоев, из-за пандемии он потерял 35 % своих клиентов, и это при том, что, по словам бизнесмена, летний период и так, как правило, является «достаточно депрессивным» для сферы образования.
«То есть сейчас кризис, плюс накладывается сезонный фактор», - уточняет Гаглоев.
По его словам, Учебный центр «Стартап» провел внутреннее исследование, которое показало, что одной из причин потери клиентов можно назвать отсутствие у учащихся технической возможности присутствовать на онлайн-уроке. Еще одна причина - отсутствие стабильного дохода у населения из-за самоизоляции. Кроме того, как отметил руководитель Центра, дистанционное обучение вызывает скепсис со стороны родителей, привыкших к традиционным методам образования.
После того как Правительство приняло перечень мер поддержки малого и среднего бизнеса в связи с пандемией коронавируса, предприниматель обратился за государственной помощью, однако, ему было отказано.
«Центр, к сожалению, не увидел поддержки от государства. Нам было отказано, и это при том, что мы соответствуем всем требованиям. То есть у нас сохранено более 90 процентов численного состава сотрудников, отсутствуют задолженности по налогам и, соответственно, мы относимся к малому и среднему бизнесу. Но, как обычно в нашей стране бывает, из-за какой-то формальности не удалось получить помощь. Даже в налоговой не могли понять, почему нам было отказано в поддержке», - рассказал Гаглоев.
Как пояснили корреспонденту газеты «Слово» в налоговой службе, заявление каждого предпринимателя, который претендует на господдержку, рассматривается в индивидуальном порядке.
«Существуют определенные критерии, и если плательщик по всем этим критериям подходит, то он в принципе уже бы автоматически попал в реестр. Бывает и так, что программа могла не работать или произошел какой-то сбой. Каждый случай рассматривается отдельно», - сообщил представитель налоговой. Узнать в налоговой что-то конкретное по «Стартапу» газете не удалось.
Кроме того, несмотря на потерю дохода и отсутствие поддержки от государства, Учебный центр вынужден оплачивать за пользование помещениями, арендуемыми у государства, при том, что в период пандемии они даже не использовались, а также платить зарплату сотрудникам.
«Одни помещения мы арендуем у частной организации, другие - у государства. Коммерческие предприятия пошли нам навстречу и сократили аренду, а государство почему-то отказалось отменять ее. Все, что для нас сделали, - это отсрочка по платежам. То есть мы арендуем у государства помещения, которые нам фактически не дают использовать, и должны все равно платить за это. За апрель и май мы полностью выплатили зарплату своим сотрудникам из резервных средств», - поделился предприниматель.
Ирина Фомина
Агентство по организации и оформлению праздничных мероприятий «Аллея праздников»
Больше всего от коронавируса пострадала индустрия развлечений. Как отметила руководитель агентства «Аллея праздников» Ирина Фомина, клиенты, беспокоясь за собственную безопасность, отменяли запланированные ранее мероприятия, вследствие чего доходы ее бизнеса упали на 100 %.
«Бизнес связан с оформлением и организацией праздников. Он очень сильно пострадал, потому что сейчас нет никаких заказов. Люди полностью отказались от свадеб и других мероприятий, доходы упали на 100 процентов», - рассказала индивидуальный предприниматель.
По словам Ирины Фоминой, так как в период пандемии массовые мероприятия стали неактуальными, единственным доходом для предприятия стала продажа праздничной атрибутики. Как рассказала предприниматель, только за счет этих средств она имеет возможность выплачивать зарплату сотрудникам.
«Работает продажа, но плохо и очень слабо. В основном сейчас у нас идет только доставка шаров, свечей и другой праздничной атрибутики. Все эти доходы уходят на зарплату сотрудников, чтобы девочки получали хоть что-то. А так бизнес вообще сейчас не приносит дохода», - поделилась Фомина.
Как рассказала газете «Слово» руководитель агентства «Аллея праздников», она обращалась за государственной поддержкой, однако, помощи ее предприятию никто не оказывал.
«Я написала заявление в налоговую, но никакая поддержка моему предприятию не оказывалась, хотя организация праздничных услуг входит в перечень пострадавших отраслей», - заявила Фомина.
Из-за отсутствия обещанной государственной поддержки, единственным выходом из ситуации для «Аллеи праздников», по мнению Фоминой, будет снижение цен на услуги.
«Мы собираемся снизить цены, когда закончится пандемия, и попытаемся выйти из сложившейся ситуации, всем сейчас тяжело. Наше положение в будущем зависит от людей», - говорит руководитель организации.
Марина Тавасиева
Шоколатье и производитель конфет ручной работы «Lavar»
Марина Тавасиева владеет небольшой домашней мастерской по производству конфет ручной работы. Несмотря на отсутствие необходимости платить за аренду помещения, шоколатье рассказала, что пандемия сильно ударила по ее бизнесу.
По словам Тавасиевой, из-за отсутствия заказов она полностью потеряла доход от производства шоколада. Однако за государственной помощью кондитер не обращалась.
«Естественно, коронавирус ударил по каждому предпринимателю, я в их числе. Продаж не было вообще, потому что людям было не до подарков. Но могу сказать, что за помощью к государству я не обращалась. У меня была мысль закрыть ИП и стать самозанятой, так как сейчас на это нет средств. В любом случае я зарегистрирована и буду сообщать о своих доходах, но налоги при этом платить нужно меньше», - сказала Тавасиева.
Как рассказала Тавасиева газете «Слово», несмотря на трудности, она не собирается останавливать свою деятельность в качестве производителя конфет. При этом индивидуальный предприниматель заявила, что не ждет поддержки от государства.
«В любом случае я не собираюсь из-за этого останавливать свою деятельность. Даже если я планировала закрывать ИП, то в любом случае буду работать и не собираюсь ждать, что государство решит мои проблемы, нужно самому с этим справляться», - рассказала шоколатье.
Дмитрий Воронков
Бренд по производству кожаных аксессуаров ручной работы «Bonsard»
Мастерская Дмитрия Воронкова по производству кожаных изделий ручной работы также пострадала во время пандемии. Осетинский бренд «Bonsard» выпускает различные аксессуары - бумажники, сумки, клатчи и чехлы с национальной символикой.
Как рассказал Дмитрий газете «Слово», бренд изначально специализируется на Интернет-продажах, поэтому во время пандемии доставка изделий из натуральной кожи продолжает осуществляться в формате онлайн. Однако, несмотря на то, что бизнес «Bonsard» не предполагал прямого контакта, даже здесь продажи упали. В ситуации общего сокращения доходов люди тратят деньги только на самое необходимое. В результате предприниматель заявил, что производственные мощности и товарооборот пришлось сократить. Кроме того, предприятие потеряло 40 % прибыли, но, несмотря на трудности, мастерская продолжает работать.
«Работа продолжается, у нас есть небольшое помещение, в котором мы осуществляем пошив изделий. Но бизнес пострадал, мы потеряли процентов 40 в прибыли», - рассказал Дмитрий Воронков.
При этом, как рассказал основатель бренда «Bonsard», за помощью к государству он не обращался. Однако в ближайшее время он планирует заняться этим вопросом. Кроме того, Дмитрий Воронков заявил, что для его бизнеса кризисное время стало стимулом к поиску новых возможностей.
«Каждый сам решает для себя, как ему выйти из этой ситуации, но я считаю, что нужно адаптироваться. Кризисное время наоборот закаляет, можно увеличить производственные мощности, адаптироваться под рынок и найти какие-то новые возможности», - поделился руководитель бренда.
Кристина КАЙТУКОВА