"По путям-дорогам фронтовым"

16.02.2024 11:01

Дороги войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести и отваги не одной тысячи солдат и офицеров. Главная профессия на фронте - разумеется, боец, военный, солдат. Для того чтобы армия нормально функционировала, чтобы все организационные вопросы решались быстро и вовремя, силами одних только военных не обойтись. Люди разных профессий ковали победу в тылу и на фронте. Вместе со всеми воинами отважно сражались и воины-автомобилисты.

 

Вторую мировую войну принято называть войной моторов. Роль пехоты и кавалерии снизилась, на первое место вышла моторизированная техника. А там, где техника, должен быть и водитель. Водители не меньше других рисковали жизнью. Они провели свои машины от Москвы и Сталинграда до Берлина и Праги, оставив свой автограф на стенах поверженного рейхстага. Основной задачей водителей была эвакуация раненых бойцов и мирного населения, доставка продовольствия, горючего, орудий и боеприпасов на передовую, но и не только это. Фронтовыми артериями называли автомобильные дороги, по которым вели свои машины военные водители. Их пульс в годы войны ощущался повсюду, начиная с фронтового тыла и заканчивая передовой.

Путь фронтовых водителей пролегал по пыльным проселкам, асфальтированным шоссе с наспех заделанными воронками, по льду Ладожского озера, по обоженным дорогам Сталинграда, Курска и Орла, городам и селам Украины и Белоруссии, по дорогам Европы до логова врага Берлина. Не только снабжение фронта ложилось на плечи военных водителей. Автотранспорт обеспечивал и крупные перегруппировки войск.

Автомобиль – это еще и узел связи, командный пункт, шасси для установки вооружения и техники, походная типография и средство буксировки артиллерии. Наравне с отечественными грузовиками, так называемыми полуторками, использовались и «студебейккер» (студебеккер), которые поставлялись по «ленд-лиз» - система передачи США (взаймы или в аренду) вооружения, продовольствия и т.д. странам антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Впервые машина появилась на фронтовых дорогах уже осенью 1941; пока в минимальных количествах, но уже летом 1942 автомобиль стал узнаваемым на всех фронтах. Героем-водителем был наш земляк Леонид Иванович Алехин, который проехал на своем грузовике из родного Владикавказа до Берлина.

Леонид Алехин родился в 1922 году в городе Владикавказе в семье мастера кузнеца Ивана Яковлевича Алехина. С самого детства Леониду и его младшему брату Василию (1924 года) отец прививал уважительное и ответственное отношение к труду. Наверное, поэтому Леонид, окончив 6 классов средней школы, оставив учебу, стал помогать отцу в кузнечном деле. В 17 лет он решил стать шофером. Чтобы научиться вождению и получить права, Леонид начал учиться в автошколе. Учебу совмещал с работой в кузне. Получив права, стал работать водителем в Центральном совете ОСОАВИАХИМА.

Семья Алехиных, как и все советские семьи, жила обычной спокойной мирной жизнью, которая была прервана начавшейся Великой Отечественной войной. В первые же дни войны был призван на фронт отец 55-летний Иван Яковлевич, а 29 июля 1941 года призвали и Леонида. Его не сразу отправили на фронт. Он служил водителем при военной комендатуре города Орджоникидзе (г. Владикавказ). Но с обострением фронтовой обстановки в районе Сталинграда Леонида направили в город Армавир, где шло формирование воинской части. В начале июля 1942 года Алехина зачислили в 104-й гвардейский стрелковый полк 36-й гвардейской стрелковой дивизии. 104-й полк был направлен в район Сталинграда, где шли ожесточенные бои. Из письма родных Леонид узнал, что его отец тоже воюет под Сталинградом. Во время пути к месту назначения ему удалось увидеться с отцом, поговорить с ним, Леонид узнал, что Ивана Яковлевича наградили орденом Красной Звезды.

По прибытии в район боевых действий Алехин был назначен водителем на грузовик «студебеккер», к которому прицепили 76-мм пушку. Леониду пришлось осваивать не только эту машину, но и легковую «вилисс», на котором ездил командир полка. Алехину не раз под ожесточенным огнем врага приходилось вместе с командиром ездить от батальона к батальону, в штаб дивизии. Артиллерийский расчет, где служил Леонид, располагался юго-западнее Сталинграда. Бойцы расчета одними из первых в полку приняли на себя удар вражеской авиации. Поэтому огневую позицию приходилось менять часто. Все зависело от водителя. Леонид с такой лихостью выкручивал, разворачивал свой грузовик, что тем самым спасал жизни своих боевых товарищей.

Сколько раз так бывало, что враг наносил свои авиаудары именно по тому месту, где только что стоял расчет. 22 сентября 1942 года в 200 метрах от селения Бекетовка Сталинградской области Алехина тяжело ранил снайпер. Позже в госпитале он узнал, что его боевые товарищи отомстили за него, уничтожили фашистского снайпера. Леонид лечился долго, у него началась газовая гангрена. Лишь только благодаря усилиям врачей, сильный молодой организм бойца выдержал все операции. Через три месяца Леонид вернулся в строй.

Алехин был зачислен в 640-й стрелковый полк 147-й стрелковой дивизии, действующей на ленинградском фронте. Бойцы дивизии участвовали в прорыве блокады Ленинграда. После того как дивизия воссоединилась с 67–й армией, был образован коридор, обеспечивающий сухопутную связь Ленинграда с большой землей. В этих боях отважно сражался и водитель Леонид Алехин. Под ураганным огнем врага, под бомбежками он доставлял на передовую бойцам боеприпасы, медикаменты, продукты, вывозил раненых в госпиталь. В феврале 1943 года его вновь ранило. Через два месяца после лечения Леонид вернулся в строй. Его направили шофером в 492–й Краснознаменный истребительный противотанковый артиллерийский полк 8-й отдельной истребительной противотанковой артиллерийской бригады, действующей в составе 4-го Украинского фронта. Со своим полком Алехин участвовал в боях по освобождению городов и сел Украины. Особо тяжелые, кровопролитные бои шли за Перекоп, где фашисты создали глубоко эшелонированную оборону. Ценой огромных потерь оборону удалось прорвать, Перекоп был взят.

Весной 1944 года 8-я бригада вошла в состав 1-го Белорусского фронта. В дальнейшем водитель Алехин участвовал в боях в Польше. Войну завершил в Берлине. После окончания Великой Отечественной войны еще год в Вооруженных силах. В 1946 году вернулся в родной Орджоникидзе. Работал шофером в Ремстройтресте, в Цейском альпинистском лагере «Салют», начальником производственных мастерских гаража Областного Совета по туризму, директором альпинистского лагеря. Где бы ни работал Леонид Иванович, он пользовался большим уважением и почетом у своих коллег.

Ветеран войны и труда Леонид Иванович Алехин за ратный и плодотворный мирный труд был награжден орденами: 2-мя Отечественной войны II степени, Октябрьской революции, многими медалями, в том числе 2-мя «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За доблестный труд» и другие. Леонида Ивановича не стало 10 апреля 2007 года, похоронили его во Владикавказе. Ушел из жизни простой, скромный труженик войны. Благодаря мужеству и отваге таких рядовых бойцов, как Алехин, ковалась наша победа.

 

Л. Касимова

Фото предоставил автор

 

Шагнувший в бессмертие...

26.04.2024 | 11:31

Судьба определяет каждому человеку свой путь на земле. Но как его пройти – решаем мы сами. Один из нас может дожить до седых волос, но мало кто про него скажет и двух добрых слов.

Мужская скупость как детонатор развода

26.04.2024 | 10:56

Водной из наших прошлых публикаций, в которой речь шла о причинах распада браков, мы вкратце коснулись финансово-экономического фактора, способствующего увеличению числа разводов.

Сергей Меняйло: "Все должно работать по закону"

26.04.2024 | 10:50

На протяжении всей многовековой истории человечества вопросы землевладения и землепользования были одними из самых актуальных и первостепенных. Из-за земель велись почти все войны на нашей многострадальной планете.

Герои среди нас

26.04.2024 | 10:43

В пресс-центре газеты «Слово» состоялась встреча ветеранов боевых действий СВО и социальных координаторов Фонда «Защитники Отечества» с республиканскими СМИ.

Нет террору!

23.04.2024 | 16:49

ХВОСТАТОЕ ДЕФИЛЕ

23.04.2024 | 16:45

В минувшие выходные в столице Северной Осетии состоялось важное событие в жизни владельцев породистых собак, а именно сертифицированная выставка собак ранга Чемпион Федерации. Двор Дворца культуры «Металлург» в этот день заполнился лаем многочисленных четвероногих друзей людей, а хвосты их виляли от переизбытка положительных эмоций. По завершении мероприятия собак, ставших призерами выставки, наградили дипломами и памятными призами.

КРОВНАЯ МЕСТЬ ПО-ЭЛЬХОТОВСКИ

23.04.2024 | 16:37

И ЧЕРКЕСКА ДЛЯ ГРАФА ТОЛСТОГО

КОГДА ПРОФЕССИЯ СТАНОВИТСЯ ПРИЗВАНИЕМ

23.04.2024 | 16:32

Артур Туриев молодой, перспективный врач, сегодня успешно оперирующий в онкогинекологическом отделении ГБУЗ МО «Московского областного онкологического диспансера», в медицину попал совершенно не случайно. Родовое древо прочно пустило корни в медицинскую науку, и его имя уже занимает на нем достойное место. Несмотря на молодой для профессии возраст, у Туриева внушительный багаж знаний и солидная практика - только за последние годы работы им сделано 792 операции, 1500 проассистировано, опубликовано 46 научных работ. Но самое главное - хирург влюблен в свою профессию, и этот роман обещает быть долгим и счастливым.

РАДИО ГОРОД

ОБСУЖДАЕМОЕ

Сергей Меняйло: "Все должно работать по закону"

26.04.2024 | 10:50

На протяжении всей многовековой истории человечества вопросы землевладения и землепользования были одними из самых актуальных и первостепенных. Из-за земель велись почти все войны на нашей многострадальной планете.

Нет террору!

23.04.2024 | 16:49

ХВОСТАТОЕ ДЕФИЛЕ

23.04.2024 | 16:45

В минувшие выходные в столице Северной Осетии состоялось важное событие в жизни владельцев породистых собак, а именно сертифицированная выставка собак ранга Чемпион Федерации. Двор Дворца культуры «Металлург» в этот день заполнился лаем многочисленных четвероногих друзей людей, а хвосты их виляли от переизбытка положительных эмоций. По завершении мероприятия собак, ставших призерами выставки, наградили дипломами и памятными призами.

все новости

СУБЪЕКТИВНО

Борода. Не наша культура.

Барбершопы, или парикмахерские для бороды…, да, да, есть и такие, и они становятся привычными заведениями нашего города. Что движет молодыми парнями, которые начинают отращивать огромную, или не очень огромную, бороду?

Кристина КОЛИЕВА

Осетинский язык: лишняя головная боль?

Давайте задумаемся, а что мы де лаем для сохранения нашего языка? Ответ крайне плачевный - абсолютно ничего!

все статьи

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кадастровая палата РСО-А

Шагнувший в бессмертие...

26.04.2024 | 11:31

Судьба определяет каждому человеку свой путь на земле. Но как его пройти – решаем мы сами. Один из нас может дожить до седых волос, но мало кто про него скажет и двух добрых слов.

Мужская скупость как детонатор развода

26.04.2024 | 10:56

Водной из наших прошлых публикаций, в которой речь шла о причинах распада браков, мы вкратце коснулись финансово-экономического фактора, способствующего увеличению числа разводов.

все материалы

АРХИВ

<<<2024, Апрель>>>
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930