По улицам "Слона" водили...
Нет-нет, не удивляйтесь. Такого пока не было. Но, возможно, будет. Первый Всероссийский театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой», непременно, будет иметь продолжение. Может, и до слона дойдет. А пока по проспекту Мира в день открытия шествовали ростовые куклы, маски и прочие интересные персонажи. А на следующий день в Парке имени Коста Хетагурова уличные театры – такая культура пока новая для нас – радовали горожан и гостей Владикавказа яркими, необычными постановками в честь «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина. Руководила же всем этим действом симпатичная хрупкая женщина по имени Мария Литвинова. Она и дала корреспонденту газеты «Слово» небольшое, но эксклюзивное интервью. Конечно, тоже на улице.
- Мария, представьтесь, пожалуйста. Должна же владикавказская публика понимать, кто дирижер всего этого культурного десанта.
- Продюсер, директор театральной компании «Трикстер», арт-директор программы Уличных театров. По первому образованию я – актриса, по второму – режиссер анимации (закончила ВГИК), по третьему – театральный менеджер (школа Дадамяна – сейчас там и преподаю).
- А как Вы попали вот в это замечательное направление – Уличный театр?
- Наш «Трикстер» существует с 2005 года. Мы работаем с мужем Вячеславом Игнатовым. Он – режиссер, я больше менеджер. Мы ставили и оперы, и мюзиклы, драму и кукольные спектакли на обычных сценах. Но в какой-то момент поступил запрос от руководства Москвы поставить спектакль «Руслан и Людмила» уличного формата. Это был 2018 год, и это был наш первый уличный спектакль – мы его до сих пор играем. Потом поставили «Грифон» в Херсонесе Таврическом по заказу фонда «Моя история». Большой проект шел сразу на четырех сценах, объединенных в одно целое. После этого стали активно заниматься уличным театром, ездить по фестивалям, организовывать собственные. Работали над новыми спектаклями, в общем, дело пошло.
- Как подбирали коллективы и репертуар?
- Кирилл Игоревич Крок, директор Государственного академического театра им Евгения Вахтангова, пригласил меня и мою команду для того, чтобы мы собрали уличный фестиваль во Владикавказе. У нас уже есть достаточный опыт. Мы делали фестиваль «Дни пушкинской поэзии русской культуры» в течение трех лет. Это крупный «усадебный» фестиваль, который проходит в Пушкинских горах. Он шел на десяти площадках с огромным количеством народа. Много сотрудничаем и с «Тавридой». Кирилл Игоревич решил, что было бы неплохо открыть фестиваль во Владикавказе уличной карнавальной историей. Уличный театр – это совершенно другой жанр, отличный от того, к которому мы привыкли, но тоже театр. Организаторам хотелось объединить горожан, не все попали в зрительные залы. А это праздник для всех, причем, бесплатный. Назову это организованной стихией. Зритель самый разный, кто-то просто шел по делам, и тут такое.
- Уличных театров много по России?
- Нет, не много. Качественные – довольно редкое явление. Мне было очень важно, чтобы первый фестиваль в вашем городе был качественным, а для этого нужны лучшие представители этого формата. Мы собрали семь коллективов со всей России, вы их могли видеть в течение двух дней. Надеюсь, что они вам понравились.
- Задам естественный вопрос – зачем нужен Уличный театр? У нас что, сцен мало?
- Он зародился давно. Все мы знаем Петрушку, петрушечный театр, балаганный театр. Простое, понятное всем искусство. Оно уже стало традиционным. Театр очень близок к народу и должен быть универсальным – зритель-то самый разный. И он не должен уйти – архисложная задача. Если будут сложные тексты, скучная декламация, то зритель развернется и пойдет дальше. Нельзя терять темпоритм, публика всегда должна быть в напряжении. Это первое. Второе – с какого бы момента не начал смотреть зритель, ему должно быть интересно и более-менее понятно. Сложного сюжета быть не должно. Даже если он не поймет, «впрыгнув» в спектакль в середине действия, ему должен быть интересен визуальный ряд, цирковые номера и т.д. Или же сюжет должен быть всем известен, к примеру, тот же «Руслан и Людмила». Или «Могота» театра «Странствующие куклы господина ПэЖо». Он бессюжетный. С опаской отношусь к русской народной теме – можно запросто свалиться в «матрешечную клюкву», но у них он эмоционально и визуально правильный. Когда смотрела, получила большое удовольствие. Как правило, этот театр играет без текста, только со звуками, и они очень хорошо работают с маской.
- Мария, Вы директор театральной компании «Трикстер». Сколько у вас спектаклей?
- Больше 40. Мы же не только для себя ставим. Ставим часто и для государственных театров. Сейчас в Красноярске выпускаем мюзикл «Тень». До этого работали в Перми, Санкт-Петербурге для «Алых парусов», в Сочи для молодежного фестиваля. Сейчас параллельно создаем карнавальное историческое шествие – 70 актеров, 300 костюмов для Херсонеса. Сотрудничаем и с «Союзмультфильмом». Наш «Маугли» в репертуаре московского ТЮЗа…
- Что Вам наиболее интересно?
- Масштабные постановки. Хочется браться за то, где много артистов, декораций – есть, где развернуться. Мы всегда экспериментируем, а для этого нужна почва. Здесь в первый день мы показали научный спектакль. Почему мы взялись за эту тему? Нам хотелось уйти от классической драматургии, привычных сюжетов. Попробовали поиграть с научной темой, рассказать непростую историю театральным способом. Это интересный опыт: переложение научного материала на театральную форму. И тут надо не просто сыграть, а увлечь зрителя. У нас же нет дистанции. И это третье правило уличного театра. Это хорошо. Но должна быть тонкая грань, и профессионал это отлично чувствует. Интерактив не должен быть назойливым. Импровизации мало учат в театральных вузах, но здесь она необходима – реакция зрителей, погодные условия, да мало ли что - непредсказуемы. Как этому можно научиться, только на опыте.
- Во Владикавказе это впервые, а в Москве? Нужен повод?
- Конечно. И повод, и бюджет. Есть театры, работающие на «шляпу», но в целом, это сложная организация. Наша команда работала много месяцев, начали с декабря прошлого года. В Москве уличные театры – довольно частое явление. Мэр г. Москвы Сергей Семенович Собянин в каком-то смысле родоначальник этой моды. Начал проводить московские ярмарки, московские сезоны. Они не могут быть без театрального компонента. И в связи с этим появился спрос на театры на улице, открытых площадках. Москва подпитывает это искусство своим спросом. И другие города моду перенимают. Есть много поводов.
- Знаменитые актеры выходят на улицу?
- Конечно. На днях Пушкинской поэзии каких звезд только не было. Юрий Башмет, Игорь Бутман, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Петр Налич… У них сложные райдеры, но надо постараться.
- Как Вам Владикавказ?
- Прекрасный город, чудесная публика. Все активно участвовали, не заметила какой-то настороженности. А говорили: «Горцы, горцы, очень сдержанные…» Все замечательно.
Анна Манукян
Фото из открытых источников