"Боевой" батюшка
Несколько лет назад в штат Российской армии вновь введена должность военного священника. Отец Тимофей - настоятель строящегося во Владикавказе храма Иоанна Воинапервый в XXI веке священнослужитель, утвержденный на эту должность в Осетии. Он не из тех, о ком говорят - коснулся лишь краем рясы, хорошо знает все особенности военной жизни. Сам служил в армии, а прозвище Капеллан получил еще в 20-летнем возрасте, когда стоял рядом с защитниками Осетии в конфликте 92-го года. Среди его наград - медали "Во Славу Осетии", "За боевое содружество".
В интервью "Слово" Отец Тимофей (Остаев) рассказал, что такое "боевой" батюшка, какие задачи перед ним стоят и насколько армия стала ближе к Богу.
- Всегда интересно через личность постичь, как человек приходит к Богу. Расскажите, каков Ваш пуп,, что привело не просто к глубокой вере, а к служению?
- Сам крестился в первом классе, мама привела в церковь. И это был достаточно смелый для нее поступок, в то время в стране была одна официальная религия - атеизм. Люди могли лишиться партийного билета, если их видели в церкви. В храме всегда чувствовал себя по-особенному, тянуло. В Ильинской церкви литургии рано начинались, бежал на службу до уроков. Конечно, для многих увидеть в церкви ребенка с ранцем и со значком октябренка на груди было немного странно. Но в то время необычно было все, что касалось веры.
Уже учась в старших классах, встав перед выбором вуза, отшучивался, когда предложили поступать в мед -лечить надо душу. У каждого возраста свое осознание веры, после армии уже четко знал, что мой жизненный путь будет связан с храмом, верой, служением Богу. Теперь Божьим промыслом я нахожусь в храме, рядом с которым покоятся люди, которых я знал лично - настоящие Герои, их имена - гордость Аллеи Славы.
- Официально священники в Российской армии служат четвертый год, но традиция военного священства и на Руси, и в Осетии имеет более глубокие корни...
- Сейчас священник в воинской части уже не в диковинку, как и век назад. Военные батюшки бывали во всех осадах, походах и сражениях, в которых принимала участие Русская армия. Учили солдат не страшиться и не роптать в опасности и беде. Моисей Коцоев, Стефан Мамитов - известные осетинские священнослужители, принимавшие непосредственное участие в первой мировой войне. Стефан Мамитов - священник осетинской бригады основал большую братскую церковь, некогда находившуюся на пересечении улиц Кирова и Миллера. Он был удостоен высшей награды - Креста на Георгиевской Ленте. Этот Крест вручал лично император. Священника с такой наградой приветствовали высшие и средние чины. Но не это главное. Главная награда - когда находясь с воинством, видишь, как поднимается дух армии, и благодаря твоим, в том числе, стараниям. Когда видишь духовный рост тех ребят, которые защищают Родину.
- Так ли уж востребован священник в армии, вообще насколько батюшка как штатная единица необходим военной части? И здесь же хотелось бы спросить: приходилось ли сталкиваться с откровенным скепсисом и даже больше - убежденным атеизмом в армейских рядах?
- Во всех кавказских войнах и военных конфликтах работали миротворческие силы, которые не обходились без взаимодействия с церковью. Церковнослужители выезжали на переговоры в горячие точки и уже тогда сроднились с армией. Поэтому, когда официально ввели статус военного священника, уже был накоплен определенный опыт. С 2013 года я назначен штатным священником 19-й мотострелковой бригады 58-й Армии. Если вначале с сомнением относились к появлению батюшки в военной части, то сейчас скептиков практически не осталось - польза, которую приносят армии священники, очевидна. Я часто слышу: "Батюшка, а мы вас так ждали", люди говорят это искренне. Церковь не насильно вводят в армию - она там востребована.
Убежденных атеистов в армии практически нет. А если говорить о солдатах срочной службы и контрактниках, то я бы сказал, что у них просто духовный голод. Священнослужитель обладает мощным духовным потенциалом и не только просвещает, но и пытается изменить сами нравственные понятия в воинских коллективах.
- А вот интересно, военный священник живет по военному уставу? Бели да, то с какой целью - увеличить область доверия?
- По военному Уставу может быть и не живет, но солдатской жизнью - точно. Воинский коллектив существует в особом режиме, тут все открыто. Если ты будешь лукавить, если не будешь жить с коллективом, то просто не сможешь в нем находиться. И поэтому батюшки именно живут жизнью солдат - участвуют в походах наравне со всеми; при исполнении задач учебных и боевых находятся в тех же условиях, что и солдат. Военным священником невозможно стать теоретически, тебе просто не будут доверять.
В воинской жизни сталкиваешься с тем, чего сегодня не увидишь в гражданской. Я помню еще время, когда в 80-е годы люди шли в церковь, и это был настоящий подвиг, потому что на церковь были гонения. Сейчас мы утеряли это трепетное отношение к вере, если среди мирян придут на причастие 20-30 человек - уже радость. Но в армии это особое отношение есть. На причастие приходит тысяча-полторы тысячи человек с трепетом, с глубоким чувством.
И командующий состав, и боевые офицеры рассказывают, что Господь сохранял жизнь в разных ситуациях. Один офицер, воевавший в Чечне, писал, что в дни Великой Пасхи был случай, когда боевое подразделение попало в окружение. Кольцо сужалось, надежды на то, что удастся отбиться уже не было, все вокруг кричали бранными словами, как вдруг кто-то крикнул: "Иисус Воскресе!" И пошли на прорыв, прорвались. Были раненые, но ни одного убитого.
- Отец Тимофей, часто ли приходится крестить военнослужащих?
- Креститься многие идут. Проблема сейчас в другом - большое количество исконных православных, которые не ходят в церковь. Есть среди военнослужащих те, которые просто не ощущают себя верующими, не "слышат" своей веры. И то, как с ними работать, должен подсказать священнику его пастырский опыт. Вот я наблюдал не раз, приходят родители с солдатами срочниками, около часовни пробегут, остановятся на пару секунд, сделают популярное сегодня селфи и идут дальше. Но в храм молиться не заходят. Так вот, проблема в том, что исконно православных приходится учить буквально азам веры, религиозной культуре.
- Если говорить о верующих людях в рядах вооруженных сил нашей страны, то, как показывает статистика -большинство из них христиане. Но есть же представители и других вер. Как взаимодействуют между собой православный священник и, скажем, мусульманский имам?
- Когда люди говорят о межконфессиональных, меж-религиозных диалогах, то военное духовенство яркий пример, независимо от религиозной убежденности, мы прекрасно знаем, что находимся в одной армии, в одной связке. У нас общие идеи, мы прекрасно дополняем друг друга. Есть жесткая позиция: в армии не должно быть дискриминации по религиозному признаку. Попытки сделать из православного солдата мусульманина и наоборот - исключены. Священник - духовный воспитатель не только для солдат, но и для офицеров. Его задача - внести нравственную составляющую в работу с личным составом. И не важно, кто этим занимается, православный батюшка или мусульманский имам. У нас нет задач провести какое-то определенное количество душеспасительных бесед, отслужить определенное количество служб за месяц. Мы поддерживаем воинство, молимся за него и находимся рядом. Священнослужитель не берет в руки оружие, но поднимает моральный дух. Он понимает душу человека, особенно молодого, ищущего. Находит подход как к верующему, так и к маловерующему сердцу.
БЕСЕДОВАЛА МИЛЕНА САБАНОВА