Дорогой созидания
Развитие социума эволюционно неразрывно связано с профессией зодчего. Представители человечества, чья трудовая деятельность направлена на обустройство среды обитания, были среди нас всегда. Древнее происхождение профессии созидателя-архитектора отражено в сохранившихся памятниках культуры.
Современность диктует свои условия и каноны зодчества. Сегодня сложная задача достижения высоких объемно- пространственных, технических и эстетических качеств зданий и сооружений при заданных трудовых и материальных ресурсах решается командной работой специалистов в области строительства.
Каурбек Гергиев и Нугзар Касаев -представители проектной организации "GKVarchitects", специально для газеты "Слово" поделились мыслями о современном этапе развития сферы градостроительства.
- Промысел архитектора находится на стыке профессий художника и инженера. Есть ли принципиальное отличие между архитектором и конструктором?
- Нугзар Касаев:
-Архитектор создает концепцию здания, идейно-образное содержание, которые впоследствии нужно воплотить в прочную, безопасную конструкцию без искажения архитектурного замысла. Конструктор же, имея дело в основном с техническими вопросами, использует строительные приемы и возможности материалов для реализации самых смелых идей зодчего. Оптимизированные конструктором параметры наделяются "скелетом" и опорой в виде чертежей и расчетов. Его задача - геометрические характеристики в рамках строительных норм и правил.
- Какие цели ставит перед собой ваша организация?
- Каурбек Гергиев:
- В компании сосредоточены специалисты- архитекторы, конструкторы, инженеры, технолог. Наш основной вид деятельности - комплексное проектирование зданий, сооружений и линейных объектов, включая дизайн интерьера и составление презентационных материалов с необходимой степенью деталировки.
Идея, вокруг которой мы трудимся, -это создание благоприятной среды, разработка концепций комфортного и максимально функционального пространства в проектах нового строительства и реконструкции существующих зданий и ландшафта.
- Можно ли говорить о уже сложившемся авторском стиле в ваших работах?
- Каурбек Гергиев:
- Архитектурных стилей множество. Используя обширный теоретический материал, наследие архитектуры, собственное восприятие, мы используем различные стили и решения. Выбор стиля - зачастую пожелание заказчика, которое отражается в работе над проектом. Однако, разрабатывая образ, мы, конечно же, используем наш авторский почерк, который можно распознать.
- Нугзар Касаев:
- Фирменный стиль порой подвергается давлению со стороны заказчика, "полет фантазий" которого часто приходится контролировать и разъяснять последствия изменений.
К сожалению, сейчас нет социального спроса на красивое, изысканное жилье, приятные уютные пространства на улицах нашего города. При том, что это не обязательно дорого и недоступно. У общества нет развитой потребности улучшения своего окружения или понимания возможностей архитектуры. Дело, наверно, в сложившемся самосознании и унылых реалиях - выросших без вкуса и системного участия архитектора застроек.
- Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный заказчик?
- Каурбек Гергиев:
- Это человек, который обращается к архитектору для реализации своих потребностей - построить объект, гармонично вписывающийся в окружающую среду, функционально обеспечивающий свое назначение. Строение, образ которого может быть знаковым, которое хотелось бы запечатлеть на фотографии, который будет привлекателен для туристов и гостей республики. Человек, доверяющий специалистам воплощать прекрасное и вкладывающий свои ресурсы в интересные, может быть, необычные запоминающиеся здания, на мой взгляд, - идеальный заказчик.
К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что люди вкладывают немалые деньги в объекты стихийной, хаотичной застройки, не несущие эстетической, выразительной нагрузки.
- Наверняка каждому жителю республики будет интересна оценка архитектуры региона с профессиональной точки зрения...
- Нугзар Касаев:
- Нашей окружающей действительности поздней застройки свойственны "провинциальность", простейшие ряды повторяющихся линий строительства улиц барачного типа. Считаю, что в строениях должен быть вдохновляющий фактор, например, позитивная архитектура, которая должна влиять на настроение людей, нести воспитательную цель. Некоторые наши депрессивные постройки, к примеру "хрущевки", являются цитаделью неудобств. Кстати, это свойственно и некоторым новостройкам.
Каурбек Гергиев:
- Окружение непосредственно участвует в формировании личности. В одном европейском городе снесли целый жилой квартал, который считался нездоровым. Через какое-то время после реализации плана перестройки статистика улучшилась - люди стали менее агрессивными.
- Можете отметить основные проблемы Владикавказа с архитектурной точки зрения?
Каурбек Гергиев:
- Застройка нашего города должна соответствовать прекрасным панорамам гор, окружающим его. Что мы видим в реальности?
Историческая часть города обклеивается баннерами, фасады портит вызывающая реклама, со зданий сбивается декор. Отдельная беда - пристройки и "неповторимый стиль" каждого балкона. Памятники архитектуры подвергаются варварской реконструкции и недобросовестному обслуживанию, нарушена этажность городской застройки. Со всеми этими проявлениями необходимо бороться.
Проекты, разработанные "GKV.architects"
БЕСЕДОВАЛА ДЗЕРА КАЛОЕВА