Рыцарь национального образа
Популярен в Инстаграм, хотя вовсе не Рамзан
Еще какой-нибудь десяток лет назад в различных селениях Осетии да и в самой столице, можно было встретить колоритных старцев. Таких, знаете, в галифе, начищенных сапогах и кепке "аэродром" - чисто кавказский "style". Мода изменчива. Сегодня на одежде, даже старшего поколения, все больше красуется знаменитый трилистник "Adidas", навевая легкую грусть по галифе…
Резкая противоположность, эдакий контраст - Казбек Базаев - звезда всевозможных соцсетей. Судите сами - у двух из десяти пользователей Инстаграм можно найти в ленте фото с ним, и в обязательном порядке он есть в любой группе, посвященной Осетии. Вот уж точно, если бы ему платили за каждую фотографию, давно бы стал миллионером. О Казбеке известно лишь, что живет в Ногире и цухъата - его повседневная одежда. Мы решили узнать больше.
- Казбек, Вы всегда так одеваетесь и как давно национальная одежда стала для Вас повседневной?
- Всегда, и другую на себе просто не представляю, мне гораздо удобней в наряде, который носили еще наши предки. Вот уже лет пять как ношу национальную одежду, нравится мне и все тут.
- Насколько нам известно, Вы работали актером в театре в Южной Осетии. То есть, можно сказать, что это очередная роль? Сегодняшний Ваш образ - это скука по профессии? Вы таким своеобразным способом собираете своего зрителя, свою публику?
- В Южной Осетии не играл и никогда не работал, просто бывал там иногда. Живу в Ногире, здесь родился и вырос, играю в самодеятельном театре в родном селе около 25 лет. Специального образования не получал, актер-самоучка. Заканчивал строительный техникум, работал по профессии. Это не очередная роль или образ, я так живу. И не просто отдаю дань традициям моего народа, а действительно убежден, что обычаям есть место в современном мире.
- Вы в курсе, что стали очень популярной личностью во всевозможных социальных сетях? Ваши фотографии охотно комментируют и все как один оставляют положительные отзывы. Как Вам такая слава?
- Не стал бы говорить, что это слава - людям приятно, а мне вдвойне. Кто только меня не снимал, обычно шучу - только не показывайте никому, я в розыске. А вообще считаю, что чем больше людей увидят, тем больше вспомнят о культуре осетин.
- Носить традиционный наряд - дорогое удовольствие? Доход пенсионера позволяет приобретать подобные костюмы? Где их, кстати, покупаете и большой ли у Вас гардероб?
- Все наряды делятся на три категории - повседневная одежда, на свадьбу и на похороны. Большую часть вещей мне подарили. Глава администрации села Ногир Алан Таймазов, его предшественник Батраз Базаев и бывший министр сельского хозяйства Роберт Зассев - подарили по костюму. Есть еще бурки - белая, черная, как без них зимой. Сейчас хочу заказать сапоги, только в Осетии такие уже не шьют - утеряно ремесло, мастеров не найти. Придется заказывать в Дагестане.
- А конь у Вас есть?
- Нет. Хотели подарить, но держать его негде.
- Кинжал носите для завершения и полноты образа?
- Можно сказать и так. Кинжал попал ко мне "из глубины веков". Он датирован XIX веком, сделан в 1901 году. Хранился в одной семье фамилии Базаевых в станице Змейская. Старшие семьи посчитали, что кинжал послужит истинным украшением к моей одежде. Правда, попал ко мне без ножен, их сделал сам. Есть еще часы старинные на цепочке - тоже непременный атрибут наряда.
- Ношение холодного оружия не является уголовно наказуемым?
- Есть уточнение в законе "Об оружии", по которому джигитам в национальном костюме с кинжалом на поясе - можно.
- Каждый элемент одежды имеет свое предназначение, этнографы говорят, что национальный наряд несет не только эстетическую функцию, но и является оберегом, хранителем человека. Вы ощущаете это на себе?
- Очень большой смысл наши предки вкладывали в каждую деталь одежды, и они действительно несли свою какую-то функцию. Я хорошо знаю историю национального костюма.
- Вас приглашают на свадьбы, кувды и другие мероприятия, для чего? Вами хотят удивить?
- Просто потанцевать и повеселиться, порадовать народ. Настроение поднимается у всех, особенно у старшего поколения. Заметил, что в особенном восторге остаются от национального костюма женщины, так рады бывают, когда меня видят, аж слезы на глазах появляются. Как-то пришел на свадьбу в обычной одежде, так отправили обратно со словами: "Придешь как положено". Пришлось пойти переодеться.
До конца своего существования буду носить национальную одежду, хочу, чтоб меня через 50-60 лет в ней и похоронили.
- Но разве что через полвека и больше… Как на Вас реагируют прохожие? Допустим, Вам надо выехать в город или еще куда, в такой же одежде поедете? Не смущает ли повышенное внимание? Можете рассказать о самой необычной реакции на Вас?
- Здесь, в Ногире, уже все привыкли, но стоит выехать в город, а я именно в такой одежде и поеду - настоящий ажиотаж, прохода не дают, даже с машин фотографируют, сигналят, останавливаются, расспрашивают, благодарят и одобряют. Женщины в знак уважения встают, когда прохожу мимо, до того им приятно бывает. Говорят - вот бы больше людей носили национальный костюм. Какой-то особый случай припомнить не могу.
- Вы не стали еще законодателем моды, не появились подражатели?
- Приятно, если кто-то последует моему примеру. Но таких пока нет. Говорят, что неудобно, стыдно. Какой стыд? Два-три раза косо посмотрят, потом примут как данность. Сегодня даже на свадьбах женихи в европейских костюмах, тогда как невеста стоит в разгамттах. Почему бы и жениху не появиться на собственной свадьбе в цухъатах?
- Такая тяга к национальному колориту у Вас проявляется только в одежде или весь уклад жизни построен исключительно на традициях и обычаях осетин? Иными словами, говорит ли Ваш образ о том, что Вы живете по адату? Повышается ли степень ответственности перед самим собой и перед обществом за свое поведение, слова, поступки?
- Стараюсь. На похороны без головного убора и в светлой одежде не могу позволить себе прийти. По обычаю так положено. Во многие села специально приглашают, чтоб сидел вторым старшим, когда отказываюсь, настаивают: "Ты украшаешь наш стол". Конечно, я не свожу все к одежде, по мере возможности пытаюсь жить по канонам предков. Обидно, когда люди старше меня, элементарно не могут произнести молитвенные слова трем пирогам на родном языке. Надо больше свои традиции чтить и культивировать, чтобы не потерять себя и свою самобытность. Раньше молодые соблюдали субординацию перед старшим поколением, имели стыд и всегда проявляли почтение и уважение. Высшей степенью неприличия считалось закурить около старших. А что сейчас? Молодой парень может подойти и попросить сигарету. О традициях и обычаях молодежь должна узнавать не только из книг. Раньше жизнь была тяжелее, но лучше, нравственней что ли, чище. Мы с детства много трудились, будучи пятиклассниками, работали в поле. Даже бывало мечтали, чтобы пошел дождь и дал нам хоть один день передохнуть. Сейчас дети избалованы с ранних лет и во многом виноваты сами родители.
- В соседних республиках в порядке вещей облачиться в национальный костюм, это не вызывает вопросов. У нас же воспринимают подобный наряд как экзотику. Вы чувствуете себя белой вороной?
- Сейчас нет, но в самом начале крутили пальцем у виска. Приходилось ставить на место. Понимаете, упреки звучали от людей, которые ходят в шортах и детей своих не одергивают. Так для меня вот это крайность и стыд. Со временем все привыкли и проявляют только положительные эмоции. Однако я не чувствую себя каким-то особенным человеком- простой крестьянин.