ЦКАЕВА: “ ЖИТУХА” ИЛИ “ЖИТИЕ”?
“У меня по жизни есть три кита. Каждый из них в почти крылатых оборотах: "нельзя быть немножко беременной", "счастье - это когда тебя понимают", "люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор ".
"Житие"
В свет вышло три номера альманаха "Житие". Это благотворительное издание, на нем никто не зарабатывает, в нем нет рекламы. Издается на пожертвования, на то, что выручается от продажи предыдущего. И поэтому тоже альманах -"сборник произведений, объединенных по какому-либо признаку, тематическому, жанровому". Это не журнал в привычном значении.
- Ну, по поводу "произведений" могу сказать, что мы публикуем любимые нами стихи: Бальмонт, Ахматова, Брюсов, Хетагуров. Об остальном? Хотелось бы, чтобы то, что пишется для альманаха, было произведениями. Во всяком случае, стараемся искренне.
"Житие" - это желание издателя, главного редактора альманаха, известного журналиста Лоры Цкаевой собрать вокруг издания читающих, размышляющих людей.
- Я хочу, чтобы молодые люди, особенно молодые, читали. Читали хорошие книги. Хорошие журналы. Наш альманах. Мы ищем собеседников. Мир не может и не должен очерчиваться мониторами, экранами, дисплеями. К сожалению, многие сегодня не умеют читать, утерян навык. А человек, глубокое мое убеждение, может развиваться, обогащаться через слово, через хорошую литературу. Нельзя не "мельчать", листая глянец. Человек опустошается, ему не интересны история, литература, музыка, наука. Его не интересует творческая работа. В принципе. Таким легко управлять: он смотрит телевизор, он -не читает.
Сегодня требуется немалое мужество и вера для того, что созидать и визуализировать свои идеи и мысли, облаченные в слова. В "Житие" наблюдается полное взаимодействие с читателем, диалог на все темы, связанные с ментальностью современной эпохи. Альманах образовывает, становится своего рода сталкером, поводырем, рассказывает о людях, преданных своему делу, о местах, о чувствах, о красоте внутри нас и снаружи.
Предыстория
Цкаева - известный в недалеком прошлом телевизионный журналист, чьи циклы передач по экологии любили и зрители, и жюри многих конкурсов. Параллельно Лора периодически сотрудничала с несколькими печатными изданиями, одно из которых - рекламно-развлекательный журнал для крупной торговой марки, до сих пор вспоминает с "неописуемым удовольствием". Сама она определяет эти времена словом "веселые".
- В издании вообще не было имен, но была хорошая творческая атмосфера, абсолютное взаимопонимание с дизайнером. И полная свобода, предоставленная заказчиками, редкий случай, -подчеркивает она.
Когда работа над этим изданием завершилась, к искреннему сожалению сторон, к Цкаевой обратились с предложением о работе над другим изданием. Результатом стали 5 полновесных номеров журнала с актуальной, сочной и злободневной начинкой. Она продолжала писать под псевдонимами. Рассказывая об этом издании, Лора логически переходит к пояснению того, какой он, ее альманах.
- Тот журнал, как и "Житие", создавался для того, чтобы читатели думали, рассуждали, обсуждали прочитанное.
Наконец, "Житие". На создание альманаха Цкаеву благословил ее духовный отец, архимандрит Антоний.
Почему "Житие"
- С моей точки зрения, это слово, которое вмещает в себя все "подсмыслы" нашего существования: и жизнь, и "житуху", и бытие, и жизнеописание. И если объять все это и сверху поставить одно, объединяющее слово, это и есть житие. Есть еще старославянское значение,употребляющееся и сегодня для жизнеописания старцев, святых. Только для альманаха такими святыми являются простые люди, жившие, живущие, - поясняет Лора. - Г реет, что у Шевкунова тоже "Несвятые святые".
Намерения
Заговорив о целях и задачах, чувствуя энергетику своего собеседника, больше хочется использовать такие слова, как "желание" и "мечта". Я поняла, что Цкаеву очень беспокоит разрушенная потерянная сегодня молодежью корневая система, беспристрастность, доходящая до равнодушия по отношению к собственной культуре, истории. Как она выразилась, "происходит "бройлеризация" молодежи".
- Например, в первом номере альманаха есть материал о Суннитской мечети, которая для меня своего рода "осетинский Таджмахал". Люди не знают эту историю любви, историю создания уникальной мечети, поэтому и восприятие каких-то вещей неверное. Меня удивленно спрашивали, почему о мечети. А почему не о ней? - спрашивала и я. Это ведь наша жизнь, наша история, то, что нас окружает, целые века за нами, и в этом столько прекрасного. Вот чего я хочу. Хочу, чтобы люди читали, осознавали, помнили, - добавила редактор.
В альманахе много звездных имен. Истории жизни, которые для меня, молодого человека, полны открытий. Марина Кесаева, Диляра Каранова... Мои ровесники и не знают, что были такие бесспорные примы в национальном танце, действительно звезды.
А сколько простых людей стали героями альманаха. И у каждого свои "тысячи лет одиночества", свои "земляничные поляны", свои бруты и рубиконы.
Читая блок "Женщина и война", я начала осознавать, что у войны действительно не женское лицо, но это было, и об этом необходимо говорить. Мне подобную уверенность внушил альманах, и впервые ощутила какую-то благодарность изданию, людям, которые работают над ним, просто за то, что во мне возникло желание обсудить, поделиться с кем-то, показать и другим, что у нас есть "Житие", олицетворяющее жизнь во всех проявлениях.
Я узнала о том, что карандашом можно передать все краски жизни, как это гениально удавалось сделать Азанбеку Джанаеву, о котором прочла в "Житие". Талант живописца, графика и скульптора многогранен. Его "Осетинская легенда" была в свое время покруче голливудских блокбастеров.
Подвиг совершает главная героиня, проходя сквозь все сложности, условности, преодолевая все ради и во имя любви к абреку. Именно в ней сам автор картины Азанбек Джанаев, который обладал героизмом, мужеством и благородством, всю жизнь оставался верным любви к искусству. Художник всю жизнь был в поиске духовности, познавал культуру других народов.
Образование художника Джанаев получил на факультете станковой живописи в Ленинградском академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, киноискусство изучал у самого Сергея Герасимова во ВГИКе.
- Мы - это я и люди, которые со мной резонируют, жаждем разбудить любовь к жизни, к родной земле, к тем, кого она родила и кем она любима; напомнить, что независимо от конфессии, все мы создания Божьи, рожденные для любви, для добра, для красоты. Я хочу, чтобы люди помнили это о себе, знали о тех, кто их окружает.