Точка притяжения
Оценить творения дизайнера Елены Торчиновой, можно лишь подняв голову. Нет, она не делает что-то "свысока", до чего нам, простым смертным, не дотянуться. Ее специализация - все, что связано с освещением в доме. Люстры и светильники в исполнении Елены - та еще вещь. Очень красивые, стильные, чаще классические, переливающиеся осколками хрусталя, которые, сталкиваясь друг с другом, создают свою особую музыку. Привыкшие занимать центральные, если не сказать, королевские места и оттягивать на себя всеобщее внимание, они, при необходимости, могут оставаться незаметными и совершенно ненавязчиво дарить свет, тепло и уют дому. Такая задача стоит перед любой люстрой, бра, светильником, которые проектирует и воплощает Елена Торчинова.
Достаточно сказать, что изделие в исполнении нашей землячки с престижной выставки в Баку попало в столичный торговый центр "Времена года”. И это не единственное пристанище ее работ. В разных уголках земного шара можно зажечь свет, который будет исходить из люстр, созданных Еленой. При проектировании очередного шедевра дизайнер знаменитой чешской компании "Clartes Bohemia" полагается на собственный инстинкт и вкус. Ни то, ни другое никогда не подводят и позволяют делать хит за хитом. Профессионализм? Конечно. Но главное - это профессиональная неуемность. Разница очевидна.
- Елена, Вы заканчивали факультет иностранных языков СОГУ, а нашли себя в дизайнерском деле. Где пересеклись эти параллели?
- После вуза я заканчивала дизайнерскую школу в Москве и работала на марку Hermes направление "home" - фарфор, посуда, серебро, люстры... И здесь как раз мне понадобилось мое вузовское образование. Потом был опыт работы в московском бутике владельца французской фабрики. Это люксовая продукция, и предусматривалась работа декоратора -нужно было подбирать элементы декора под определенный стиль. На одном из проектов познакомилась с директором чешской компании "Clartes Bohemia", которая специализировалась на освещении. Так это стало моей основной деятельностью.
- У каждого творческого человека есть свой некий спусковой крючок, который включает фантазию, одним словом, вдохновляет Ваш случай?
- Роль отправной точки играет проект, над которым работаю. На вдохновение наталкивают задачи, стоящие в данный момент. Вот тогда и рождаются идеи. Интерьер диктует какую-то тему, приходится искать различные варианты и приходить с клиентом к общему знаменателю.
- Идете на поводу фантазии заказчиков или диктуете свои условия? Удается в основу концепции положить многочисленные пожелания хозяев и в то же время оставить место для собственных идей?
- Стараемся приходить к компромиссу. Это не сложно. Как правило, друг друга понимаем. Я предлагаю варианты, какие-то идеи, обычно клиенту нравится. Да, он, безусловно, может внести свои пожелания - что-то убрать или изменить стиль, но в итоге мы находим точки соприкосновения.
- Люстры от Елены Торчиновой могут жить независимо или обязательно должны перекликаться с окружающей обстановкой - предметами мебели, интерьера?
- В основном это получается завершение начатого интерьера, своеобразная точка, которая должна весь проект заставить заиграть по-особенному, привнести свет, уют, тепло. Что касается тех работ, у которых "судьба одиночки", люстра во "Временах года", выполненная в восточном стиле, как раз из таких. У меня есть еще идеи, наброски, которые, надеюсь, когда-нибудь воплотятся.
- Участвуете в выставках для вдохновения или с тем, чтобы следить за тенденциями в мире люстр?
- Решаю сразу две задачи. Регулярно посещаю выставку в Милане "Евролучи", она считается престижной, все самые новые, интересные модели собираются именно здесь. Всегда интересно посмотреть, что сейчас в тренде. Но, как правило, клиенты любят классику.
- Предпочтения клиентов к классике не вгоняют в рамки?
- Нет. Понимаете, можно создать и сделать все что угодно, но в своих фантазиях не нужно забывать о технических возможностях, соответствии стилю, интерьеру, цветовой гамме, размеру... Одним словом, много нюансов.
- Люстру делаете от "а" до "я” или Ваша задача -создать дизайн, задача других - воплотить его в жизнь?
- Я полностью веду проект, с клиентом работаю над выбором изделия, потом с фабрикой, постоянно езжу в Прагу, на заводе уже обсуждаем все детали.
- Вы не устаете от такого графика работы?
- Честно говоря, нет, я люблю свою работу. Иногда утомляет ожидание, хочется скорее увидеть результат. Когда заканчиваем очередной проект, все изделия висят, удовольствие еще то!
- Каковы Ваши личные границы в экспериментировании? Что можно, а что - не для Вас?
- Как я уже сказала, нафантазировать можно все, но техническая сторона как сдерживающий фактор. Эту фантазию нужно воплотить в реальность, учитывая то, как себя ведет стекло, металл. Мы же не можем делать все, что нам хочется, ну и потом люстра должна быть безопасной, что очень важно. Честно говоря, когда работаешь долго в каком-то направлении, понимаешь, где заканчивается граница дозволенного и уже даже в мыслях контролируешь ситуацию, подстраиваешься под реальные рамки и творишь. Классику я люблю, конечно, но и нестандартного тоже хочется. Готова идти на все новое, в работе веду себя очень гибко.
- В интерьере своего дома используете изделия от Елены Торчиновой?
- Нет (смеется). Интерьер своего дома разработала сама.
- И в него Ваши люстры не вписались?
- Просто приобрела их до того, как стала заниматься люстрами.
- А поменять на собственные не было желания?
- Есть. Но пока руки не доходят. Я тот самый классический сапожник без сапог.
- Деятельность "Clartes Bohemia" сфокусирована только на Россию и Чехию?
- Практически на весь мир. Есть выставочные залы в Дубае, Лондоне, представительство в Шанхае.
- Бываете ли недовольны результатами своей работы? Что делаете, если такое случается?
- Всякое бывает. Переделываю, но это происходит не на стадии оценки клиентом, я очень требовательна к себе: если меня что-то не устраивает, дорабатываю до тех пор, пока не буду довольна результатом.
- Приступая к созданию новой вещи, всегда видите конечный результат или итог непредсказуем?
- Для меня всегда предсказуем, ведь для этого я прорабатываю очень много деталей и нюансов.
- Как думаете, на какие эмоции настраивают Ваши работы людей, которые их приобрели?
- Только на положительные. Хрусталь сам по себе очень красиво сверкает, переливается, играет. Даже по фэн-шую он создает положительную ауру и считается, что в доме обязательно нужно иметь хотя бы одну хрустальную люстру из этого благородного стекла.
- С какими материалами, кроме хрусталя, еще работаете?
- Металл, никель, латунь. Но больше всего нравится работать именно с хрусталем.
- Расскажите историю Вашей лучшей работы.
- Из последних есть одна - на первый взгляд, может показаться очень простой, но сложность в исполнении. Узорный потолок на данном объекте расписывал итальянский мастер, коридор формы "Г", мы приняли нестандартное решение не вешать одну или две люстры, а продолжить идею росписи потолка, и так же, как и рисунок на стене, пустить люстру завитком. Получился хрустальный дождь. Мы снимали лекало с потолка, потому как люстра должна была точно вписаться между узором и не задеть ни одну линию, в итоге, все получилось и получилось очень красиво, заказчик остался доволен.
- Насколько Вы амбициозны в достижении своей цели, и в чем она собственно заключается?
- Все, что касается работы, я делаю с большой любовью и никогда не сомневаюсь в результате, у меня нет полутонов. Когда идешь на одном дыхании, это доставляет удовольствие, счастье, всецело поглощает. Я не дистанцирую - работа только в рабочее время. Моя деятельность полностью диктует мой образ жизни. Сначала работа, а потом все остальное.
- Вы одновременно несколько проектов ведете или сначала один доводите до ума, а потом уже приступаете к следующему?
- Как получается, зависит от объема работы. Сложно вести параллельно несколько объектов, но интересно.
- Для Вас важно быть продаваемой?
- Конечно, в противном случае это все несерьезно.
- Можете долго существовать вне работы?
- Хочу, чтобы этот процесс не останавливался никогда. Я заложница красоты, все, что ее касается, мне интересно. Как-то я так устроена - нужно постоянно видеть что-то красивое.
ФАРИЗА ХАДАШЕВА