Газовый урон
Людских жертв по причине взрывов газовых баллонов становится все больше. Федеральные каналы с довольно частой периодичностью рассказывают о чрезвычайных происшествиях, в которых гибнут люди в результате неправильного обращения с газовыми установками в домах и машинах. Вполне закономерно, что сейчас делается ставка на крупные автомобильные компании, которые будут устанавливать газовое оборудование в заводских условиях и продавать его, как и автомобиль, с заводской гарантией.
Проблема обостряется еще и тем, что фактически нет государственного органа, который бы контролировал эксплуатацию газовых баллонов. Ответственность лежит полностью на хозяине либо дома, либо машины. А последний, как на Руси принято, пока жареный петух не клюнет...
С 1 января 2002 года принят и введен в действие ГОСТ Р 51753-2001 "Баллоны высокого давления для сжатого природного газа, используемого в качестве моторного топлива на автомобильных транспортных средствах. Общие технические условия", который распространяется на баллоны вместимостью от 20 до 500 литров. Всего их четыре типа, и ко всем четырем ГОСТ предъявляет одинаковые требования. В нашей стране наиболее распространен первый тип - стальные бесшовные, по цене они самые приемлемые и доступные.
В принципе, сама газовая установка, утвержденная российским ГОСТом, вопросов не вызывает. При правильной эксплуатации она служит владельцу достаточно долго и не дает сбоев. Вопрос в другом - кто ее установил и как эксплуатируют.
Чаще всего взрываются баллоны, установленные в частных мастерских, где невозможно проследить за тем, старые они или новые, сертифицированные или нет. Сегодня, к сожалению, установкой газового оборудования занимается любой желающий. Стоит набрать в Интернете запрос на оказание подобной услуги, в
том же Владикавказе - десятки предложений. Не говоря уже о масштабах страны. Хотя, как уверяет начальник управления отраслевых программ ОАО "Газпром газэнергосеть" Анатолий Ким, такое положение вещей недопустимо: "Правильная эксплуатация газовой установки важна так же, как и эксплуатация самого автомобиля. К примеру, когда человек покупает новую машину, то каждый раз, намотав на спидометре определенное количество километров, он приезжает в сервис- центр, чтобы своевременно пройти техобслуживание. По сути, то же самое нужно
делать и с баллонами, которые должны подвергаться обязательному освидетельствованию. Их проверяют на предмет толщины стенки, металлопластичности, нет ли механических повреждений, учитывается и множество других моментов. После такого переосвидетельствования баллоны устанавливаются обратно.
Данную работу проводят, как правило, компании, которые занимаются их установкой и диагностикой, конечно, у них должны быть соответствующее оборудование и лицензия на данный вид деятельности. Но на самом деле таких компаний
не так много, гораздо больше "кустарников".
Баллоны должны подвергаться освидетельствованию по определенной схеме в зависимости от их классификации каждые три и пять лет. Есть четкие требования и к правилам заправки газового оборудования, которые часто нарушаются нерадивыми водителями.
"Ежедневно пользуюсь районным общественным транспортом "Владикавказ- Эльхотово", - говорит Фатима Салбиева, жительница селения Змейки. - Водители практически всегда заправляются газом. Пассажиры в это время находятся в салоне машины. Я знаю, что это опасно, но возмущения людей остаются без внимания".
Между тем, заправка автомобиля с пассажирами - грубое нарушение правил. Пассажиры транспортных средств, оборудованных газовыми баллонами, должны выходить на заправочной станции. Более того, на заправке обязаны требовать техпаспорт и документ на освидетельствование баллона, в противном случае и это грубое нарушение.
Как говорится, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Пассажиры, будьте бдительны и сообщайте обо всех нарушениях в соответствующие структуры - органы ГИБДД и службу Ростехнадзора. В конце концов, от этого зависит ваша жизнь.