Инклюзивное образование - не миф
Республиканский ресурсный центр по развитию инклюзивного образования был создан в 2012 году Минобрнауки Северной Осетии.
О предназначении данной структуры мы поговорили с ее руководителем Аленой РАМОНОВОЙ.
Задача Центра состоит в том, чтобы организовать, методически сопровождать и направлять процесс развития и построения инклюзивного образования. Два года назад в закон "Об образовании" были внесены поправки, касающиеся детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно изменениям, каждый ребенок имеет возможность и право обучаться в любой школе по выбору родителей.
Организация совместного обучения таких детей с другими - вопрос непростой. Для решения возникающих проблем и был создан Ресурсный центр. Если говорить о работе детей с ОВЗ, то нельзя обходить стороной и вопрос работы с родителями, на плечи которых ложится большая степень ответственности. При Центре с начала текущего года действует "Родительский клуб", на заседания которого приглашаются различные специалисты, ведущие "терапевтическую" работу.
Большинство детей, которые проходят через ресурсный центр - это дети с расстройством аутического спектра. Работа с ними ведется по различным направлениям, одно из которых - коррекционная деятельность. Суть ее в том, чтобы "вытянуть" детей до уровня сверстников. Сложности, как правило, в основном возникают с включением в процесс социализации. В случае необходимости с детьми ведется индивидуальная работа.
Одним из новых направлений в России является АВА-терапия, которая активно осваивается в Ресурсном центре.
В конце прошлого месяца в рамках проведения традиционной конференции учителей сотрудники Республиканского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования при РИПКРО представили технические средства реабилитации и методические пособия по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рамках реализации республиканской программы "Доступная среда" эти методики уже частично используются в десяти школах Северной Осетии, включенных в эту программу. Представленные пособия Монтессори подходят для обучения детей, как с особенностями здоровья, так и без. Система счета, география, история и многое другое уже доступно для детей с ослабленными вниманием, слухом, а также зрением.
По словам специалиста Ресурсного центра Романа Кудренко, Северная Осетия является единственным субъектом РФ, где детям со слуховыми протезами (кохлеарными имплантами) выдаются дополнительные комплекты FM-систем.
С 1 сентября на базе МБОУ СОШ №14 г. Владикавказа открылись классы для детей с нарушением зрения. В школе созданы необходимые условия, закуплено специализированное оборудование. К работе впервые в республике приступили специалисты, прошедшие обучение по специальности "Тифлопедагогика и тифлопсихология" на базе московской Академии повышения квалификации и переподготовки кадров.
Арсен ДРЯЕВ